Антон Сидоренко, 27 декабря 2006 г.
Персонаж одного хорошего фильма, которого играл Виктор Цой, говорил: «Люди делятся на две категории. Одни сидят на трубах, другим нужны деньги». По иронии судьбы все белорусы оказались в предновогодние дни зачисленными сразу в обе категории. Но больше чем от российского газа белорусы зависят теперь от российского кинопроката. ВСЕ фильмы, которые приходят в Беларусь, закупаются в Москве, и московские компании диктуют цены на рынке СНГ. Почему? Потому что белорусы смотрят кино по-прежнему на великом и могучем, и когда положение изменится, пока неизвестно. Только тогда, когда белорусы выскажут пожелание смотреть кино на родном языке, в Беларуси появится свой собственный кинорынок. А пока Беларусь всего лишь часть громадной территории русскоязычного проката.
Более того, если посмотреть на репертуар минских кинотеатров, то кино собственно российского производства занимало в этом году почетное второе место за кино голливудским. А «Дневной дозор» и вовсе стал кассовым лидером. При этом, особенным качеством российские продюсеры и режиссеры нас не баловали. За исключением того же «Дозора» российские блокбастеры оказались на порядок хуже, чем в прошлом году. Порой, как в случае со «Сволочами» и «Меченосцем», намного хуже. Выручала та часть русского кино, которую сейчас принято называть арт-хаузом, хотя, на мой взгляд, она предназначена практически для любой публики. Здесь среди премьер сезона, безусловно, стоит отметить «Остров» Павла Лунгина, «Свободное плавание» Бориса Хлебникова и «Живого» Александра Велединского, а также показанный вне конкурса на фестивале «Лiстапад» фильм Константина Лопушанского «Гадкие лебеди». Впечатлили и «Эйфория» Ивана Вырыпаева с «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова.
В целом же сверхинтересного кино на большом экране в Минске было не так уж и много. Приходится только завидовать москвичам, у которых кинорепертуар шире в несколько раз. Нам же приходится смотреть многие новые фильмы на DVD, причем нередко в экранном качестве. Кинокопии хотя и приходят к нам в тот же «Киноформат 4х4», но очень часто с огромным опозданием. Что, однако, радует, все больше и больше молодых людей приходят к выводу, что кино нужно смотреть непременно компанией и на большом экране. В этом году в Минске появилось сразу несколько мест, где можно посмотреть редкое кино на большом экране. Самое приятное, что эти места не пустуют. Значит, у настоящего кино гораздо больше шансов на выживание, чем предсказывают высоколобые футурологи. Кино живо, пока в него ходят зрители. А зритель в Минске интересный и требовательный.
Именно его, неизвестного минского киномана, которому надоело питаться DVD-консервами, я предлагаю объявить «Человеком киногода».
Наши традиционные номинации продолжает «Событие киногода». На этот раз оно связано, как ни странно, именно с белорусским кино. Единственный в Беларуси член Европейской Академии кино режиссер Виктор Аслюк почти ДВА часа общался с членами клуба «Феномены кино» в кинотеатре «Ракета» после показа своих документальных лент. Эта встреча показала, что, во-первых, белорусское кино может быть интересно зрителю, во-вторых, появившийся в феврале 2006-го киноклуб «Феномены кино» — одно из тех немногих мест в Минске, где можно увидеть уникальные фильмы на большом экране и, самое главное, пообщаться с их создателями. В наступающем году «Феномены кино» приготовили своим посетителям немало сюрпризов, среди которых показы лучших фильмов Бунюэля, Вендерса, Фассбиндера, Херцога, ретроспективы Параджанова, Иоселиани, Абуладзе и это все на кинопленке и только в первые месяцы 2007 года!
«Скандалом года», конечно же, стал четерехдневный прокат и последующее снятие с экрана «Кода Да Винчи» Рона Хауарда. Это был, пожалуй, один из немногих случаев, когда большая политика серьезно вмешалась в болотное течение белорусской киножизни. Больше всего пострадал от данного инцидента наш кинопрокат, больше всех выиграли кинопираты, которые сделали целое состояние на одном из худших по качеству голливудских фильмов года. Фильм, однако, за четыре дня собрал в Минске такую кассу, что до сих пор занимает десятое место в списке самых успешных по данным кинопроката (сам список ниже).
Следом стремительно следует свеженазначенный «Камикадзе года». Владимир Заметалин неожиданно был назначен управлять тем, чего почти не существует — полуразрушенной во всех смыслах киностудией «Беларусьфильм». Производство фильмов новому директору придется совмещать с капитальным ремонтом павильонов, цехов, закупкой оборудования и т.п, а также созданием новой команды. Приносим Владимиру Петровичу наши искренние соболезнования.
«Продолжение года» — ясен перец, «Пираты Карибского моря-2: сундук мертвеца» Гора Вербински. Джонни Депп хорош как никогда, а мрачная сюрреалистичная сказка — один из самых забавных аттракционов, которые Голливуд представил нам в этом году, по крайней мере, не хуже первой части.
Им стал «Апокалипсис» Мела Гибсона, предсказуемо провалившийся в Штатах, и, тем не менее, лучший, на мой взгляд, голливудский фильм года. Гибсон предложил нам то, чего мы всегда ждем от Голливуда, но последние несколько лет чаще всего не дожидаемся: динамизм, неожиданность, шок.
Ну, а «Фильмом года» стала «Страна приливов» старого доброго Терри Гиллиама. Гениальный фильм, к которому нечего добавить. Здорово, что пусть и с большим опозданием, но мы все-таки увидели его на большом экране в уходящем году.
А сейчас еще по десятке (примерно) лучших фильмов минского кинопроката 2006 года (по мнению автора КиноЧтива). Фильмы расположены в алфавитном порядке.
Арт-десятка:
«13», Гела Баблуани, Франция
«Ад», Денис Танович, Франция
«Завтрак на Плутоне», Нил Джордан, Великобритания-Ирландия
«Земля изобилия», Вим Вендерс, США
«Лемминг», Доменик Молл, Франция
«Лето в Берлине», Андреас Дрезен, Германия
«Матч-пойнт», Вуди Аллен, Великобритания
«Последние дни», Гас Ван Сент, США
«Предложение», Джон Хиллкоут, Австралия
«Путеводитель», Александр Шапиро, Украина
«Это случилось в Долине», Дэвид Джекобсон, США
Голливудская десятка:
«Башни-близнецы», Оливер Стоун, США
«Горбатая гора», Энг Ли, США
«Дневной дозор», Тимур Бекмамбетов, Россия
«Иллюзионист», Нил Бургер, США
«Леденец», Дэвид Слэйд, США
«Мемуары гейши», Роб Маршалл, США
«Мюнхен», Стивен Спилберг, США
«Отступники», Мартин Скорсезе, США
«Парфюмер», Том Тыквер, Германия, Испания, Франция
«Свидание моей мечты», Грег Кулидж, США
«Столкновение», Пол Хэггис, США
«Хороший год», Ридли Скотт, США
Самые кассовые фильмы Минского кинопроката за 2006 год:
1. «Дневной дозор» (Россия)
2. «Пираты Карибского моря 2: Cундук мертвеца» (США)
3. «Парфюмер» (Германия, Франция, Испания)
4. «Сволочи» (Россия)
5. «Бумер. Фильм второй» (Россия)
6. «Гарри Поттер и Кубок Огня» (США)
7. «Кинг Конг» (США)
8. «Апокалипсис» (США)
9. «Сайлент Хилл» (США)
10. «Казино «Рояль»» (США)
11. «Код да Винчи» (США)
12. «Казанова» (США)
13. «Ведьма» (Россия)
14. «Основной инстинкт 2» (США)
15. «Дом большой мамочки 2» (США)
16. «Дьявол носит Prada» (США)
17. «Сделка с дьяволом» (США)
18. «Охота на пиранью» (Россия)
19. «Хроники Нарнии» (США)
20. «Омен 666» (США)
До встречи в Новом году!
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...