Антон Сидоренко, 26 декабря 2007 г.
Все чаще наши экраны оккупирует одноразовый, довольно неряшливо сделанный продукт сопредельного производства, все достоинство которого в бешеной поддержке какого-нибудь «первого» канала. Голливуд же в этом году был редок в удачах, чаще заполняя экран невразумительными вторичными поделками. Выручало в 2007-м, что называется, «кино не для всех», которое неожиданно стало востребованным и собирало полные залы.
Вообще-то, этот год показал, что интересного и полезного «кино для всех» почти не осталось. Так называемые «блокбастеры» все реже претендуют на какой-либо интеллектуальный уровень, превращаясь в довольно низкопробное развлечение. Фильмы, способные объединить в зале публику с разными запросами, в этом году можно было пересчитать по пальцам одной руки. В номинации «Кино для всех» поэтому побеждает фильм Гора Вербински «Пираты Карибского моря 3», который не только собрал в Минске самую большую кассу, но и был интересен большинству публики.
Надо сказать, что минская публика, похоже, окончательно разделилась на любителей арт-хауса и прочего интересного кино, и тех, кто ходит в кино поржать, да потеребить пакет с чипсами. И категории эти почти не пересекаются. И столичные кинотеатры закономерно поделились по этому же признаку, то есть, по уровню посещающей их публики. Трудно сказать, кому из двух категорий повезло больше. Мы привыкли жаловаться на бедную культурную (в том числе кино-) жизнь в Минске. Но этот год не баловал зрелищным кино поклонников чипсов. Выстрелив в первой половине года рядом кассовых премьер (уже упомянутые «Пираты-3», «Шрек-3», «Человек-Паук-3», «Крепкий орешек-4»), Голливуд заметно забуксовал, предлагая на кинорынок или абсолютно шаблонные фэнтези («Звездная пыль»), или явный шлак к радости поклонников трэша («Зловещие мертвецы 3D»). И только в конце года нас попытался удивить Роберт Земекис своим «Беовульфом» и очень приятно удивил Фрэнк Дарабонт «Мглой», которая и становится «Триллером года».
«Блокбастером года» предлагаю считать «300 спартанцев» Зака Снайдера и Фрэнка Миллера — идеальное сочетание зрелищности и высокой эстетики, триумф новых кинотехнологий и, что немаловажно, одно из первых мест в кассовой десятке минского кинопроката. Эта лента одна из немногих голливудских вызвала споры в сообществе наших киноманов, что есть явный признак интересного кино. А на «Комедию года» вполне подходят «Типа крутые легавые» Эдгара Райта. Она, надеюсь, повеселила всех, вне зависимости от уровня IQ.
Но по-настоящему интересной в нашем прокате была та часть, которую принято стыдливо называть арт-хаусом. На самом деле, именно в ней и остаются еще элементы того искусства, которое раньше называли искусством кино. По счастью Минск не обделен хорошим кино на большом экране. А если сравнивать с городами-столицами бывшего СССР по количеству арт-кино в прокате мы уступаем только Москве, Петербургу (что вполне объяснимо) и, возможно, еще Киеву.
Достойное кино можно смотреть не только в старом добром (пять лет в этом году исполнилось) «Киноформате 4х4», но и в «Канномании» в «Доме кино», и в ставших, правда, редкими программах в «Победе», и в киноклубе «Феномены кино» в «Ракете». Именно в последнем в рамках программы «Цвет граната» и произошло «Событие года» — встреча с директором Дома-музея Сергея Параджанова Завеном Саркисяном и показ авторской версии фильма Параджанова «Саят Нова».
«Эксперимент года» — широкий прокат в трех центральных кинотеатрах драмы Алехандро Гонсалеса Инъярриту «Вавилон». Эксперимент можно считать удачным — залы были заполнены, хотя многие зрители это кино не потянули.
В этот раз я решил отказаться от традиционной номинации «Худший фильм года» по причине слишком большого количества претендентов. Но к минусам этого киносезона могу отнести игровую программу нашего кинофестиваля «Лiстапад», которая была самой слабой за последние лет шесть, по крайней мере. Зато документальный конкурс, который на «Лiстападзе» проводился впервые, оказался просто блестящим, за что хочется высказать отдельную благодарность его организаторам. Жаль только, что увидеть эти фильмы возжелало не такое уж и большое количество зрителей.
На «Разочарование года» тянут сразу два фильма русскоязычных режиссеров — «Два в одном» Киры Муратовой и «Изгнание» Андрея Звягинцева. При этом вовсе не значит, что эти фильмы плохие. Просто мы от них ожидали гораздо больше, чем они смогли нам дать.
С «Лiстападам» связано и другое интересное событие 2007 года. По итогам зрительского голосования победил фильм Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка «Жизнь других» — одна из самых антитоталитарных картин последнего времени. Учитывая контекст, этот факт не может не обнадеживать. Кстати, президентский приз на этом же фестивале достался удивительно тонкой корейской драме о любви «Тайный солнечный свет» Ли Чхан Дона. Что тоже не может не радовать.
Ну а «Жизнь других» закономерно становится «Фильмом года». Минский зритель проголосовал за него сердцем и ногами.
Почаще бы нам голосовать сердцем в новом году, дорогие любители кино! С наступающим вас!
А здесь, по традиции, в алфавитном порядке еще некоторое количество фильмов, которые, как я считаю, были лучшими в минском прокате в 2007 году.
«28 недель спустя» Хуана Карлоса Фреснадильо
«Александра» Александра Сокурова
«Ангел» Франсуа Озона
«Выборы 2» Джонни То
«Зодиак» Дэвида Финчера
«Как малые дети» Тодда Филда
«Королева» Стивена Фрирза
«Лабиринт фавна» и «Хребет дьявола» Гильермо дель Торо
«Маленькая мисс Счастье» Джонатана Дэйтона и Валери Фэрис
«Натюрморт» Цзя Джанке
«Престиж» Кристофера Нолана
«Разрисованная вуаль» Джона Каррэна
«Сочувствие госпоже Месть» и «Сочувствие господину Месть» Парка Чан Вука
«Сцены сексуального характера» Эда Блума
«Тристрам Шенди: история петушка и бычка» Майкла Уинтерботтома
«Чемоданы Тульса Лупера» Питера Гринуэя
«Черная книга» Пола Верховена
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...