Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Черная орхидея Черная орхидея

«Черная орхидея»: Гид по стилю

Антон Сидоренко, 23 октября 2006 г.

Фильм Брайана Де Пальмы можно сравнить с плиткой дорогого горького шоколада: вкусно и красиво. А самое главное интересно. Голливуд давно не поставлял картин, в которых бы настолько любовался своей историей.

«Черная орхидея» Брайана Де Пальмы — дорогостоящая попытка возродить любимый киноманами жанр нуара. Совсем недавно в Минске можно было посмотреть современный нуар «13» молодого французского грузина Гелы Баблуани. Истоки жанра лежат именно во Франции, а его расцвет в Америке пришелся на «сороковые-роковые», когда на нуар работали широкополые шляпы, лакированные кадиллаки и крашеные блондинки многочисленных гангстеров.

Американский нуар стал художественной реакцией на разгул преступности, Великую Депрессию и прочие ужасы, с которыми было очень сложно бороться, но которых Голливуд успешно фетишизировал до такой степени, что соответствующие времена стали культовыми. Заметим, русская киночернуха культовой пока не стала, в отличие анекдотов про новых русских. Должно быть, здесь сыграла свою роль сильная устная традиция народа-сказочника, а может и то, что в отличие от американской мафии русская не очень любит кино.

Аарон Экхарт и Джош Хартнетт в фильме «Черная орхидея»
Аарон Экхарт и Джош Хартнетт в фильме «Черная орхидея»

Символами американского нуара навсегда стали фильм «Мальтийский сокол» Джона Хьюстона по роману Дэшила Хэммета и исполнитель главной роли в нем Хамфри Богарт. Главным творцом американского нуара был писатель Раймонд Чандлер. В начале 1990-х в Беларуси большой популярностью пользовались книги другого классика жанра Джеймса Хэдли Чейза. Суповой набор во всех произведениях американского нуара примерно одинаков: бывший коп, а ныне частный детектив, как правило, боксер; девушка-блондинка, невинная жертва, как оказывается впоследствии, — сообщница главного злодея; главный злодей, миллионер-убийца, появляется в начале, всю дорогу маскируется, в конце… правильно, погибает. Скажу по секрету, «Черная орхидея» от генеральной схемы почти не отступает.

Голливуд периодически пытается вернуть себя в золотую эпоху студийной системы, когда телевизор еще не изобрели, а связанные пожизненными контрактами звезды особо не возникали. Так как в реальности граждане вряд ли откажутся от просмотра ящика, эпоху Большого кино возвращают с помощью стилизаций и экранизаций. В середине семидесятых прошлого столетия Роман Полански снял шедевральный «Китайский квартал» с гениальным Джеком Николсоном. (Картина заняла второе место в десятке лучших голливудских фильмов всех времен. Первое, естественно, «Унесенные ветром».) Несколько лет назад братья Коэны поигрались в нуар в «Человеке, которого не было» (их последний по-настоящему интересный фильм на сегодняшнее время). А десять лет назад главный банк на оскаровской церемонии взяли «Секреты Лос-Анджелеса» Кертиса Хенсона с Ким Бейсинджер и Расселом Кроу по роману современного продолжателя дела нуара Джеймса Эллроя.

Джош Хартнетт и Скарлетт Йоханссон в фильме «Черная орхидея»
Джош Хартнетт и Скарлетт Йоханссон в фильме «Черная орхидея»

По роману Эллроя снят и свежий фильм Де Пальмы. Проще всего «Черную орхидею» назвать игрой в нуар. Очевидность этой самой игры — тонкое место «Орхидеи». С самого начала исполнитель главной роли Джош Хартнетт играет в типичного «хорошего парня», несколько простоватого и резковатого, зато везучего. Так и не ставший за несколько лет появлений на экране суперзвездой актер и в «Черной орхидее» не поднимается над тем, что прописано про его героя в сценарии и что наверняка говорил режиссер (а говорил ли?). Символом поколения, каким был в свое время герой нуара номер один Хамфри Богарт, Хартнетту быть уже явно не светит. Зато как всегда сногсшибательна Скарлетт Йоханссон. В первом своем плане в «Орхидее» она на 99% копирует Мэрилин Монро ее платинового периода. Потом Скарлетт появляется в кадре не так часто, как хотелось бы, но каждым своим появлением вызывает большие эмоции. Хилари Суонк в этот раз играет брюнетку — яркую противоположность героини Йоханссон. Героиня Суонк как раз и кажется сбежавшей из рекламы шоколада. Дорогая и порочная лесбиянка в вечернем платье, она с первой минуты несомненная злодейка.

Хороших персонажей в этом фильме вы и не ждите. Подозрение вызывает каждый, кто хотя бы раз открыл рот и ляпнул что-нибудь в кадре. Такова уж специфика этого жанра. Хотя как детектив «Черная орхидея», прямо скажем, довольно прост и незатейлив, на новое слово в этом жанре явно не претендует. Зато, посмотрев этот фильм, можно понять, чем же так силен Голливуд. А силен он своими традициями, мастерством тех людей, которые получают второстепенные «Оскары», но без которых хорошее кино не сваришь.

Для Де Пальмы большой удачей стало то, что «Черную орхидею» вместе с ним делал художник-постановщик Данте Ферретти. Именно последнему фильм обязан взаправдашним духом эпохи Большого кино, за которым и стоит идти на «Черную орхидею». Если вам больше по душе молочный шоколад с арахисом, фильм Де Пальмы может вас разочаровать.





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия