Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Башни-близнецы Башни-близнецы

«Башни-близнецы»: После Тарантино

Антон Сидоренко, 19 октября 2006 г.

Расхожую фразу «Америка после 11 сентября стала другой страной» своим фильмом подтверждает едва ли не главный ниспровергатель американских устоев, левак и радикал, Оливер Стоун.

Всего одиннадцать лет назад создатель «Взвода» и «Рожденного четвертого июля», жесткий критик штатовской системы и американского образа жизни, снял сверхнеполиткорректное кино «Прирожденные убийцы». До сих пор этот фильм Стоуна стоит в авангарде большого раздела под названием «Антиголливуд». Америка «Прирожденных убийц» (по сценарию Квентина Тарантино, кстати) вызывает оторопь, а ее подданные-обыватели — в лучшем случае отвращение. Что долго говорить, парочка серийных убийц в этом кино выставлялась как самые симпатичные персонажи, и, черт возьми, их кровавым забавам всегда находилось оправдание.

Теперь Соединенные Штаты живут в другое, посттарантиновское время. Когда не до интеллектуальных постмодернистских забав. America Under Attack! США опять воюет, пускай и вновь не на своей территории.

Николас Кейдж в фильме «Башни-близнецы»
Николас Кейдж в фильме «Башни-близнецы»

Уже через полгода после Перл-Харбора американский флот здорово навалял лапши японцам около аттола Мидуэй. Прошло ровно пять лет после 11 сентября, а войны с «глобальным терроризмом» конца и края нет. И до Мидуэя, то есть до переломного момента, судя по всему, еще очень далеко. Как и в 1941-м, Голливуд призван на военную службу. Но так как его воротилы на 90% ярые демократы и с Бушем-младшим им не по пути, ура-патриотических в духе «Все на сборный пункт!» зрелищ Фабрика грез в массовом количестве пока не клепает. Но сознание кинематографистов, как и сознание простых американцев серьезно перестроилось.

Средний американец внезапно ощутил свой мир хрупким и незащищенным. Простой обыватель из Нью-Джерси, «моя хата с краю», понял, что его благополучию внезапно может наступить конец. В прошлом году Стивен Спилберг выпустил свою «Войну миров», где как раз и продемонстрировал, за какие ничтожные доли секунды мир среднего американца может превратиться в ад. Фильм не восприняли. Не потому что Спилберг в этот раз не предоставил сверхграндиозных спецэффектов, а потому что после 11 сентября 2001 года все «чужие», гоблины и марсиане безбожно устарели. «Чужие», оказывается, на самом деле уже ходят по Манхэттену и время от времени угоняют самолеты. Новая ступенька брутальности, на которую опустил в начале 1990-х зрителя Тарантино, оказалась пройдена. Кино вошло в каждый дом.

Майкл Пенья и Мэгги Гилленхал в фильме «Башни-близнецы»
Майкл Пенья и Мэгги Гилленхал в фильме «Башни-близнецы»

В посттарантиновскую эпоху бунтарь и ниспровергатель Оливер Стоун снимает фильм в самом кондовом, политкорректном голливудском стиле. «Башни-близнецы» («Всемирный торговый центр» в оригинале) изобилуют всеми штампами, которых Стоун старательно избегал всю свою четвертьвековую карьеру. Простые трудяги-полицейские, рискующие жизнью ради выполнения долга перед звездно-полосатой страной. Их верные беременные жены, весь смысл жизни которых в ожидании возвращения мужей со службы. Бравый морской пехотинец, который меняет Библию проповедника на пятнистый комбинезон, а после спасения людей из-под обломков, отправляется в командировку в Ирак. И все они на фоне подробной и зрелищной реконструкции самого ужасного дня в истории современной Америки.

Не знаю, может Стоуна укатали крутые горки жесткой индустрии. Может верткий Майкл Мур опередил автора «JFK» и «Никсона» со своим документальным расследованием. Но скорее другое. Судя по интервью, Стоун создал свое кино не для призов и наград. Он честно пытался скрыться от действительности, ударившись пару лет назад в историческую романтику времен Александра Македонского. И в итоге все равно пришел к очень простому кино «для всех», которое в другой, невоюющей стране, могут воспринять за примитив. Возврат Стоуна от большой политики в разных ее вариантах к самым простым слоганам вроде «Они выполнили свой долг до конца», «Семья — основа любого общества», «Любите и цените друг друга», которыми переполнен его последний фильм, ничто иное, как подсознательное стремление ребенка отгородится от взрослых проблем, зарывшись лицом в мамкину юбку. Америке страшно, а Стоун американец. Он больше не хочет разоблачать, он хочет поддержать.

В любом случае его порыв симпатичен.





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия