Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Отступники Отступники

«Отступники»: Полицейские и воры

Антон Сидоренко, 31 октября 2006 г.

«Мы снимали не просто фэнтези. За нашим фильмом стоит больше, чем кажется на первый взгляд», — сообщил миру в рекламной телепередаче Филипп Янковский — автор леденящего бабушкины тапочки триллера «Меченосец».

Как часто мы слышим подобные слова! Особенно от режиссеров B-movie, старающихся выглядеть гораздо более умными, чем их фильмы. От голливудского классика Мартина Скорсезе подобных слов не дождешься. За хорошего режиссера говорят его картины. «Отступники» как раз стройное и логически выверенное авторское высказывание, толстым слоем намазанное на жанровую структуру полицейского боевика. Это в чем-то жесткий фильм, явно для взрослых, с забавно трансформированными русским переводом американскими ругательствами, с музыкой «Роллинг стоунс» за кадром и странными рассуждениями главаря мафии о Джоне Ленноне.

Критиками подмечено, что последнее время Голливуд активно питается чужими идеями. Новый фильм Скорсезе здесь не исключение. «Отступники» — своеобразный римейк гонконгского боевика «Двойная рокировка» Алана Мака и Лау Вайкуна. Фильм, который помимо самого Скорсезе продюссировали Брэд Питт и Дженнифер Анистон (!), и вправду напоминает изощренное шахматное сражение. Шеф ирландской мафии Костелло (неподражаемый кот Джек Николсон) внедряет в бостонскую полицию своего выкормыша Колина Салливана (Мэтт Дэймон), и тот начинает элементарно сдавать своему криминальному боссу все планы легавых. Правда и легавые не остаются в долгу, засунув в банду Костелло своего казачка в лице неудавшегося копа Билли Костигана (Лео Ди Каприо). Герой Ди Каприо в долгу не остается и, в свою очередь, портит жизнь мафиози.

Скорсезе так виртуозно выстроил сюжет, что все серьезное двухсерийное мероприятие смотрится на одном выдохе. Воздуха самому режиссеру немного не хватает только в конце, когда начинаются финальные разборки, и стрельба с реками крови и взаимными разоблачениями все-таки переводят фильм в разряд «так не бывает». В любом случае, Скорсезе наголову переигрывает того же Брайана Де Пальму с его слегка анемичной «Черной орхидеей». Создатель «Таксиста» и «Казино» всегда умел приподниматься над жанровым содержимым сценария. В первую очередь Скорсезе тонкий психолог, и «Отступники» как гангстерский боевик построен далеко не на стрельбе и погонях (хотя и того, и другого в фильме вполне достаточно). В основе кино Скорсезе всегда находятся крупные планы-портреты. Вспомним уже упоминавшегося «Таксиста». Стержень «Таксиста» — эволюция характера главного героя в исполнении Роберта Де Ниро. И вокруг этой эволюции вращаются все фильмы Мартина Скорсезе.

Марк Уолберг и Мэтт Дэймон в фильме «Отступники»
Марк Уолберг и Мэтт Дэймон в фильме «Отступники»

Подвижными, ищущими и живыми характерами персонажей отличаются картины Скорсезе, Копполы, Иствуда, тех, кто создавал славу голливудскому кинематографу с семидесятых годов прошлого века. Голливудское же большинство снимает своих героев так, что в конце фильма они предстают ровно такими, как и в начале. Русские режиссеры, что было нетрудно предположить, ударными темпами перенимают худшие голливудские стереотипы. Посмотрите, хотя бы, на деградацию вышеупомянутого Ф. Янковского: от живого «В движении» к абсолютно мертвому «Меченосцу».

В «Отступниках» ударную дозу зрительского внимания принимает целый актерский ансамбль во главе с трио Николсон — Ди Каприо — Дэймон. Причем Джек Николсон отнюдь не главный в этом треугольнике, хотя по-прежнему до безобразия хорош. И Ди Каприо, и Мэтт Дэймон предстают в «Отступниках» возмужавшими звездами с безграничными актерскими возможностями. И дай бог каждому фильму такой мощный актерский второй план, который в «Отступниках» представляют Марк Уолберг, Мартин Шин, Рэй Уинстон, Вера Фармига, Алек Болдуин. Основное наслаждение от фильма получаешь, наблюдая, как отражаются малейшие изгибы сюжета на психологии каждой отдельной роли. Наверное, в этом фильме Мартина Скорсезе сильнейший актерский ансамбль этого года, который сам по себе заслуживает отдельного «Оскара». Два года назад «Авиатор» Скорсезе, на мой взгляд, незаслуженно проиграл «Малышке на миллион долларов» Иствуда. «Отступники» гораздо менее масштабная чем «Авиатор» или «Банды», но не менее симпатичная картина. Два предыдущих фильма были для Скорсезе скорее финансовыми неудачами, что, безусловно, сказалось на результатах оскаровской гонки. Минусом «Отступников» как раз и является их явная запрограммированность на кассовый результат. Возможно этот минус как раз и станет плюсом для режиссера, который ни разу не получал персонального «Оскара» за свое мастерство. И которого, добавлю, безусловно, заслуживает.

Леонардо ДиКаприо, Рэй Уинстон и Джек Николсон в фильме «Отступники»
Леонардо ДиКаприо, Рэй Уинстон и Джек Николсон в фильме «Отступники»

Бостон, где происходит действие фильма, вотчина католиков-ирландцев, недаром один из персонажей вспоминает «нашего» президента, подразумевая Дж.Ф. Кеннеди — единственного за всю историю католика на посту президента США. Со времен «Банд Нью-Йорка» Скорсезе занимает ирландская мафия. Но итальянцы, как дань историческим корням режиссера, все равно появляются в кадре, пусть только и на несколько минут. Национально-дробное в «Оступниках» последовательно противопоставляется общественному. Полиция, в которой служат представители разных этносов (мы даже и не знаем каких, полицейские по этническому принципу не делятся) пытается прищучить мафию с ярко выраженным национальным окрасом. Причем, ирландцы, не дай боже!, не выставляются поголовными мерзавцами. Скорсезе прозрачно указывает, что все зло в конкретных дурных личностях вроде николсоновского Костелло, которому наплевать и на людей, и на страну, в которой он живет. Показателен эпизод, когда мафия продает китайцам, предельно ясно названным будущими противниками США, секретные микропроцессоры для крылатых ракет. Режиссер явно на стороне общественников-полицейских, представляющих всех американцев вне зависимости от их этнической основы. Собственно, и «Банды Нью-Йорка» — масштабный эпос о том, как из множества этносов, в крови и борьбе, рождалась единая американская нация.

Любой фильм Скорсезе, как и фильмы Клинта Иствуда, кстати, — это прежде всего мгновенный срез американского общества в какой-то период его истории. Пусть и через замысловатые изгибы гангстерско-полицейского сюжета, но до нас через «Отступников» все-таки долетает дыхание той одноэтажной Америки, которую пытается найти каждый серьезный зритель американского кино и которую он в голливудском кино последних лет чаще всего не находит.





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия