28 сентября 2008 года, 09:00
Кирдык всем!
Посмотрела почти подряд два фильма "Меченосец" и "каменная башка" режиссера Филиппа Янковского, сына нашего всенародно любимого Олега Янковского. Да, отец и сын, а восприятие жизни такое разное, при том, что всё-таки папе( Янковскому старшему) в молодости ,я уверена, было сложнее, чем сейчас младшему живётся и работается.
Олег Янковский снял, насколько мне известно только один фильм как режиссёр - "Приходи на меня посмотреть" - такую добрую сказку, предновогоднюю мелодраму, на лучших советских традициях, с хорошими актрисами и хеппи ендом, о котором в своей жизни мечтает каждый человек. Я не имею ввиду совсем енд( в смысле кирдык), а просто счастливого чего-то после полосы серой и даже чёрной жизни - чуда и тепла всегда ждёт каждый из нас.
А вот младший Янковский меня в который раз удивляет своим мрачым ощущением жизни. Два его последних фильма - это сырой чёрный асфальт, какие-то дикие квартиры в которых живут ( или временно находятся) странные несчастные люди, почти не умеющие говорить.
Обилие крови в каждом из фильмов сообщает нам о внутренних страхах режиссёра, и похоже , страх смерти его довёл до такого состояния, что он пытается "выговориться", чтобы наконец демоны отпустили его душу. Я поставила слово "выговориться" в кавычки сознательно, потому, как герои его лент почти не разговаривают. О том, что всё-таки какой-то мыслительный процесс идёт в их головах "говорит" только клиповая нарезка мысле-воспоминаний - у Страшилы-Егора - это лицо жены Кати, а у героя "Меченосца" - фрагменты из воспоминаний детства.
Тема больного - не совсем физически и ментально здорового ребёнка ( или выросшего ребёнка - странного "дяди") и несчастной, но любящей его матери - эти две сюжетные линии не могли родиться просто так. Тут меня начинают мучать мысли о том, что , видимо , что-то не совсем гладко в семье Филиппа, но жёлтая пресса молчит, потому, будем думать, он просто хотел сказать, что женщины в нашей стране несчастны, безотносительно к какому классу они принадлежат и дети( маленькие мужчины) изначально ментально и потом уже по жизни всегда и до самой смерти больны пороками или настоящми болезнями от которых из ушей идёт кровь.
Я всё это пишу к чему - как мне кажется, фильмы его , это продолжение мрачных и модных театров абсурда времён начала перестройки. Именно тогда, как я помню как мне было странно и противно наблюдать занудно долго вылезающего из люка человека в перфомансе, проходящем на Пушкинской 10. Тогда, "освобождённое" сознание родило химеры и люди вглядывались в них, пытаясь приблизиться к чужому безумию - но зачем?
Две линии идут в искусстве всегда рядом - это искусство гармонизирующее, восстанавливающе сознание, восприятие, жизнеутверждающее, то, которое может быть опорой человеческому духу в радости и в горе, и второе - рефлексирующее, отражающее мир, уродства, недостатки, резанирующее по нервам жестокостью, засавляющее душу не умиляться красотой, но содрагаться от ужаса, тем самым всё-таки отворачивая её ото зла, спасая её тем, что до смерти "ПУГАЯ".
Вот это ПУГАЯ - ЗАПУГИВАНИЕ, УНЫНИЕ, БЕЗНАДЁЖНОСТЬ, БЕССИЛИЕ СИЛЬНОГО перед системой - мне и не понравилось в фильмах Янковского младшего.
Старший радовал, говорил вдохновенно и поэтично, уча любить и верить, а младший Янковский - говорит КИРДЫК ВСЕМ! - против судьбы не уйдёшь , даже не трепыхайся.
Надоела чернуха. Надоели фильмы , где главные герои бандиты. Такое чувство, что про бандитов фильмы спонсируют бандиты. Вот покажите нас в полной красе, какие мы уроды и пусть все боятся. И никого против нас нет - и самый сильный "Егор-Страшила" - будет убит и мистическая сила "Меченосца" - никого не спасёт.
Только тёмный, сырой, грязный город и мы!
Мы хозяева этой безумной страны!!!, - кажется беззвучно поёт закадровое пространство как чёрными мухами , наполненное бандитами , проникающими везде и вся.
Филиппу не получилось ничего сказать, кроме как выпустить свои страхи на большой экран.
Сейчас вспомнился "Год Дракона" Марка Захарова... Такое ощущение, что Филипп вырос только на этом фильме и вдохнув всю горечь из воздуха тех лет, когда снималось то кино, всё не может выдохнуть, чтобы задышать уже свободно ...чтобы ...а возможно ли это после 40 лет?... чтобы стать если не оптимистом, то хотя бы не нагнетателем туч и не вышибателем слёз.
Такие вот впечатления.