Драма только с 16 лет
1916 год. Россия в критическом положении. На престоле Николай II. И вот во дворец вошел и, глумясь и издеваясь, стал шельмовать над Россией неграмотный мужик с сумасшедшими глазами... — как писал Алексей Толстой о «святом старце» Распутине, который приобрел неограниченную власть над царем, а в последствии стал жертвой придворного заговора...
dmitryminsk:
я в лагере был в 1985 году, насколько могу вспомнить, поэтому фильм друг-пионер смотрел не позднее 1984. Я не спорю, что фильм запрещали, просто со сроками, как всегда, путаница. Да и те "критики", которые пишут свои исторические экскурсы, просто-напросто могут ошибиться (для современных специалистов невнимательность вообще характерна).
Слышал я, что сей фильм полон русофобских настроений, но мало этому верил. Однако, к моему величайшему изумлению, оказались, что подобные утверждения не лишены смысла. Даже более того, почти так и есть. Что хотел сказать этим фильмом Климов? Показать свое видение того смутного времени? Снять исторический фильм "Вот он какой Распутин"? А, может, что-то еще? Трудно сказать. Получился какой-то лубок. Безумный, но в то же время неглупый Распутин; безвольный, абсолютно не умеющий управлять страной Николай II; ненавидящая весь русский народ императрица Александра Федоровна. И вообще, в картине нет ни одного достойного человека. Все какие-то мерзкие, неприятные, отталкивающие. Не думаю, что фильм хоть в какой-то мало-мальски значительной степени отражает происходившее.
Весьма не понравился мне монтаж а-ля "хроникальная драма". Без всех этих исторических вставок было бы, пожалуй, лучше. А то ... все эти прозрачные намеки на неотвратимость Великой Октябрьской ... тьфу! Сидит Николай II в красной фотокомнате => он кровавый. Такой вывод доводится до зрителя. Двойное тьфу!!! Да и много где еще тьфу...
А вот игра актеров, действительно, хороша. За нее, собственно, и пять баллов.
Так к 85-му или 86-му относятся страхи впечатлительного пионера? Поразительная забывчивость для столь немногих лет. Впрочем, картине действительно дали отлежаться, но аккурат ко времени упомянутого рассказа в пионерлагере фильм как раз успел статус "запрещенного" утратить.
Этот фильм в Москве иногда показывают по каналу "Культура". Сейчас говорят, что он якобы был запрещен советскими властями чуть ли не до конца 1980-х годов, но я хорошо помню, что когда я был в пионерлагере в 1985 или 1986 году, друг-пионер мне рассказывал, как он смотрел этот фильм в кино и напугался до смерти.
Минус картины в том, что Климов уж очень старается сделать ее одновременно зрелищной и философски-многозначительной, и она от этого получается слишком прямолинейная и местами даже плакатная. И непонятно, почему ее "запрещали": фильм-то однозначно антимонархический и Николай в нем показан слабовольным балбесом (каким он наверняка и был). Но плюсов, в принципе, больше. Картина довольно сильно действует и киноманов не разочарует. В ней много жутковатых и просто сильных моментов, и некоторые сцены вообще галлюцинаторные: тут тебе и соляризация, и ч/б, и ускоренное воспроизведение и т.д. Местами похоже даже на фильмы Кена Расселла, только без стеба. Все играют очень хорошо, а Петренко настолько воплотился в Распутина, что это даже пугает. В целом фильм уступает следующей картине Климова "Иди и смотри" (тоже не лишенной нарочитой плакатности), но она все равно интересна.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...