Антон Сидоренко, 9 марта 2006 г.
Созданные по бестселлеру Артура Голдена, «Мемуары гейши» Роба Маршалла с ходу покоряют хороводом ярких красок и изящным привкусом дальневосточной экзотики. Именно это, живо выписанное камерой Дайона Биби визуальное великолепие заработало для «Мемуаров» сразу три «Оскара» — за операторское мастерство, мастерство художника-постановщика и костюмы. Декорации и наряды едва ли не главные персонажи этой картины. Так, как обстановка и одежда играют в этом фильме, не каждому живому актеру дано. Хрупкая и нежная красота Японии, ее нарочитая скромность и неброскость в голливудском фильме за продюсерством самого Стивена Спилберга превращается в сумасшедший разноцветный вихрь. И сам стиль повествования ничего общего не имеет с традиционной восточной созерцательностью и любованием. «Мемуары гейши» — фильм откровенно неяпонский, но очень симпатичный.
Чжан Цзыи и Ли Гун в фильме «Мемуары гейши»
Неяпонскость картины подчеркивается подбором исполнительниц на главные (исключительно женские!) роли. Три китайско-голливудские музы — Чжан Цзыи, Ли Гун и Мишель Йео на протяжении двух часов экранного времени и лет шестнадцати времени заэкранного разыгрывают сложный женский треугольник, в мотивах которого мужскому полу до конца не разобраться. Разумеется, сражаются дамы за внимание клиентов — основную награду женщины в самурайском обществе. Главную героиню Саюри (Чжан Цзыи) по дороге угораздило еще и влюбиться, а ведь гейша любит только за деньги. Пускай за гораздо большие, чем обычная проститутка, но ведь и любит она гораздо искренней. Любовь Саюри к импозантному Председателю становится стержнем всех «Мемуаров». Прямо скажем, на экране кипят шекспировские страсти, в любой другой обстановке показавшиеся бы давно изученными и банальными. В атмосфере веселого киотского квартала Ханамачи вся история кажется свежей и необыкновенно увлекательной.
О нелегкой профессии гейши узнаешь из фильма немало интересного. Режиссер оскароносного «Чикаго» Маршалл соорудил в «Мемуарах» что-то среднее между любовной мелодрамой и познавательной передачей телеканала «Дискавери». Проникаясь трогательной историей тернистого восхождения Саюри к вершинам древнего мастерства развлекать мужчину, попутно зритель узнает много интересного об этом самом мастерстве, к середине фильма уже неплохо ориентируясь в терминах. Майко, гейко и семясэн после выхода из кинозала становятся почти родными понятиями. Особенно экзотично выглядит термин «мизуаге» — денежный выкуп, который платят состоятельные господа за девственность юной гейши.
Каори Момои, Ли Гун и Цай Чин в фильме «Мемуары гейши»
В «Мемуарах» Голливуд с помощью Маршалла и Спилберга показывает давно не демонстрировавшийся класс костюмного кино, не только с почти реальными интерьерами, но и с тактичным подходом к материалу, что напрочь отсутствует, например, в «Последнем самурае» Эдварда Цвика с Томом Крузом. Этот фильм — явный продукт голливудской глобализации, своеобразный несимметричный ответ американских продюсеров грандиозным суперзрелищам Энга Ли, Чена Кайгэ и Чжана Имоу в стиле «Крадущегося тигра» и «Героя». На Маршалла, безусловно, больше повлиял стиль Вонг Карвая с его яркими восточными красками и крупными и средними планами. От Карвая в «Мемуары гейши» перешли и красавицы-актрисы Мишель Йео и Чжан Цзыи.
Но самая симпатичная черта «Мемуаров» в том, что режиссеру удалось не спошлить, раз и навсегда взяв с самого начала верный, повествовательный тон. В чем-то этот тон напоминает даже «Кровь и кости» Йоити Сая — картину намного более брутальную и восточную по духу. Общее у них то, что и один, и другой фильмы — кинороманы по своей сути. Надеюсь, мода на этот очень интересный жанр вскоре вернется. По крайней мере, Роб Маршалл опять зажег на пути киноромана зеленый свет.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...