Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Мемуары гейши Мемуары гейши

«Мемуары гейши»: Мизуаге — дело тонкое

Антон Сидоренко, 9 марта 2006 г.

В известном противостоянии между Инь и Янь последнее явно побеждает. Женщины-астронавты, сантехники и госсекретари Соединенных Штатов — сугубо мужских профессий становится все меньше. Но сражаясь С мужчинами, женщины не забывают бороться и ЗА мужчин.

Созданные по бестселлеру Артура Голдена, «Мемуары гейши» Роба Маршалла с ходу покоряют хороводом ярких красок и изящным привкусом дальневосточной экзотики. Именно это, живо выписанное камерой Дайона Биби визуальное великолепие заработало для «Мемуаров» сразу три «Оскара» — за операторское мастерство, мастерство художника-постановщика и костюмы. Декорации и наряды едва ли не главные персонажи этой картины. Так, как обстановка и одежда играют в этом фильме, не каждому живому актеру дано. Хрупкая и нежная красота Японии, ее нарочитая скромность и неброскость в голливудском фильме за продюсерством самого Стивена Спилберга превращается в сумасшедший разноцветный вихрь. И сам стиль повествования ничего общего не имеет с традиционной восточной созерцательностью и любованием. «Мемуары гейши» — фильм откровенно неяпонский, но очень симпатичный.

Чжан Цзыи и Ли Гун в фильме «Мемуары гейши»
Чжан Цзыи и Ли Гун в фильме «Мемуары гейши»

Неяпонскость картины подчеркивается подбором исполнительниц на главные (исключительно женские!) роли. Три китайско-голливудские музы — Чжан Цзыи, Ли Гун и Мишель Йео на протяжении двух часов экранного времени и лет шестнадцати времени заэкранного разыгрывают сложный женский треугольник, в мотивах которого мужскому полу до конца не разобраться. Разумеется, сражаются дамы за внимание клиентов — основную награду женщины в самурайском обществе. Главную героиню Саюри (Чжан Цзыи) по дороге угораздило еще и влюбиться, а ведь гейша любит только за деньги. Пускай за гораздо большие, чем обычная проститутка, но ведь и любит она гораздо искренней. Любовь Саюри к импозантному Председателю становится стержнем всех «Мемуаров». Прямо скажем, на экране кипят шекспировские страсти, в любой другой обстановке показавшиеся бы давно изученными и банальными. В атмосфере веселого киотского квартала Ханамачи вся история кажется свежей и необыкновенно увлекательной.

О нелегкой профессии гейши узнаешь из фильма немало интересного. Режиссер оскароносного «Чикаго» Маршалл соорудил в «Мемуарах» что-то среднее между любовной мелодрамой и познавательной передачей телеканала «Дискавери». Проникаясь трогательной историей тернистого восхождения Саюри к вершинам древнего мастерства развлекать мужчину, попутно зритель узнает много интересного об этом самом мастерстве, к середине фильма уже неплохо ориентируясь в терминах. Майко, гейко и семясэн после выхода из кинозала становятся почти родными понятиями. Особенно экзотично выглядит термин «мизуаге» — денежный выкуп, который платят состоятельные господа за девственность юной гейши.

Каори Момои, Ли Гун и Цай Чин в фильме «Мемуары гейши»
Каори Момои, Ли Гун и Цай Чин в фильме «Мемуары гейши»

В «Мемуарах» Голливуд с помощью Маршалла и Спилберга показывает давно не демонстрировавшийся класс костюмного кино, не только с почти реальными интерьерами, но и с тактичным подходом к материалу, что напрочь отсутствует, например, в «Последнем самурае» Эдварда Цвика с Томом Крузом. Этот фильм — явный продукт голливудской глобализации, своеобразный несимметричный ответ американских продюсеров грандиозным суперзрелищам Энга Ли, Чена Кайгэ и Чжана Имоу в стиле «Крадущегося тигра» и «Героя». На Маршалла, безусловно, больше повлиял стиль Вонг Карвая с его яркими восточными красками и крупными и средними планами. От Карвая в «Мемуары гейши» перешли и красавицы-актрисы Мишель Йео и Чжан Цзыи.

Но самая симпатичная черта «Мемуаров» в том, что режиссеру удалось не спошлить, раз и навсегда взяв с самого начала верный, повествовательный тон. В чем-то этот тон напоминает даже «Кровь и кости» Йоити Сая — картину намного более брутальную и восточную по духу. Общее у них то, что и один, и другой фильмы — кинороманы по своей сути. Надеюсь, мода на этот очень интересный жанр вскоре вернется. По крайней мере, Роб Маршалл опять зажег на пути киноромана зеленый свет.





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия