Антон Сидоренко, 22 февраля 2006 г.
Джакомо Казанова — литературный человек-загадка. Толстый кирпичик его сочинения в стиле «Моя жизнь, рассказанная мной самим» практически нечитабелен, но должен находится на книжной полке каждого уважающего себя джентльмена между «Дон Жуаном» и справочником по венерическим болезням. До сих пор науке неизвестно, существовал ли Казанова в реальности и кто на самом деле создал эту книгу. Но описанные в ней приключения настолько яркие и забавные, что уже многие годы дают пищу для фантазии многочисленным радзинским и тинто брассам по обе стороны Атлантики.
Лассе Хальстрем в голливудском кино известен как традиционалист. И «Правила виноделов», и «Корабельные новости» — фильмы спокойные, фантазию не возмущающие, похожие скорее на добротную прозу, от которой, однако, не тянет на скуку. За что, вероятно, Хальстрем и любим в Голливуде. Когда несколько лет назад он отступил от своих творческих правил в фальшиво европеизированном «Шоколаде», получившийся коричневый продукт оказался слишком приторным и малосъедобным. Однако в глазах голливудских боссов Хальстрем, наверное, остается лучшим «специалистом по Европе». Вероятно поэтому он и получил возможность в очередной раз побаловаться на площадке с персонажем по имени Казанова.
Хит Леджер и Омид Джалили в фильме «Казанова»
Ловкий ловелас и мошенник в исполнении главного гея нынешнего киносезона Хита Леджера (см. «Горбатую гору» Энга Ли) на двадцать семь голов уступает Дональду Сазерленду и Алену Делону. Но их казановы были в возрасте, да и фильмы Федерико Феллини и Эдуарда Ниермана («Казанова Феллини» и «Возвращение Казановы», соответственно) на порядок сложнее, чем та легкая комедия, которую представил Лассе Хальстрем. Для юных потребителей голливудского продукта Казанова должен быть именно таким — молодым, активным и дерзким, каким и предстает в фильме Леджер. В версии Хальстрема Казанова для Венеции является разновидностью Зорро: неуловимым раздражителем общественного спокойствия, которого вожделеют все дамы и за которым безуспешно (при попустительстве местных властей) гоняется инквизиция. В остальном, ничего нового Леджер в общепринятый стереотип не добавил. Более того, красавчик-исполнитель главной роли едва ли не теряется на фоне остального актерского ансамбля. Феллинеевский Казанова — яркая, хотя и трагическая, личность. Казанова Хальстрема больше напоминает Дон Жуана, рокового соблазнителя, все достоинства которого сводятся к одному достоинству. Между тем, Джакомо Казанова был (если он, конечно, был!) ловким авантюристом, этаким Калиостро, с разнообразнейшими талантами, вполне в духе «галантного» XVIII века.
«Казанова» Хальстрема сделан, скорее, в духе итальянской комедии эпохи Гоцци и Гольдони, живого изящного действа в духе легкомысленного барокко-рококо. Много музыки, смеха, веселья, фейерверков, фривольных шуток и, конечно же, много-много Венеции в качестве главного действующего лица. Имя Казановы здесь нужно, скорее всего, просто для зрительской зацепки. С таким же успехом все описанные ингредиенты сработали бы и без него. Как сработали они восемнадцать лет назад в чудесной «Осаде Венеции» Джорджо Феррары с Изабеллой Росселини, поставленной, кстати, по комедии уже упомянутого Гольдони. И не беда, что картину Феррары снимали в декорациях на «Мосфильме». Венеция уже давно, как и ее самый знаменитый гражданин Казанова, стала всепланетным мифом, то погружающимся, то всплывающим из тумана бриллиантовых грез кинематографа.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...