Антон Сидоренко, 4 ноября 2013 г.
Последних в разы больше, и в их оправдание можно вспомнить древних римлян: не крови алчет публика, но зрелищ. Тем более, кровь в кино заведомо ненастоящая, смерть поддельная, а агрессия ненатуральная.
Новый фильм Ридли Скотта показывает насилие с совсем другой точки зрения. Кровь, смерть и агрессия в «Советнике» максимально похожие на правду. Неожиданный даже для такого непредсказуемого режиссера, «Советник» выходит за жанровые рамки и, демонстрируя насилие на экране, на самом деле, голосует явно против него. На первый взгляд глянцевый триллер, «Советник» в реальности вызывает далеко не самые приятные эмоции.
Без хеппи-энда, с долгими и, часто, не совсем понятными разговорами в кадре, картина весьма далека от стандарта развлечения, хотя и под определение киноэксперимента «Советник» тоже не подходит. Хотя и пугающе натуралистичен, и описывает ту часть общественной жизни, о которой средний обыватель, он же основной потребитель киномейнстрима, старается знать поменьше.
Ридли Скотт всегда старался быть в мейнстриме, но никогда не играл по его правилам, каждый раз изобретая свои собственные. Или, как в случае с «Советником», удачно используя наработки авторского кино.
Майкл Фассбендер и Хавьер Бардем в фильме «Советник»
В «Советнике» полноправным соавтором Скотта выступает писатель Кормак Маккарти, ставший известным на русскоязычном пространстве три года назад после триумфа снятого по его книге фильма «Старикам здесь не место». Ридли Скотт удивительным образом перенес в свой новый фильм многие элементы этого шедевра братьев Коен, в первую очередь, медитативную раскаленную атмосферу испаноязычного Техаса. Перешел в «Советник» и Хавьер Бардем, правда, перевоплотившись из инфернального киллера с пневматическим устройством для забоя скота в эксцентричного владельца клуба, жертву практически таких же киллеров.
В принципе, все персонажи новой ленты Скотта так или иначе делятся на две категории — убийц и насильников и их жертв. Причем, из первой многие легко переходят во вторую. Живой символ картины — парочка гепардов, с которыми развлекаются герои Бардема и Кэмерон Диаз, — безжалостные и грациозные хищники-убийцы.
По Маккарти, люди в этом смысле ничем не отличаются от остального животного мира. Криминальная среда в данном случае напоминает именно классические джунгли: побеждает быстрейший, хитрейший, сильнейший. Как и гепард, человек-хищник убивает в первую очередь в силу инстинктов: алчности, зависти, похоти.
В картине такого хищника олицетворяет человекоподобное существо со странным, но до боли знакомым именем Malkina в очень убедительном исполнении Кэмерон Диаз. Помести этот персонаж в реалии современной Москвы или даже Минска — и он был бы не менее органичен. Гламурная стерва в безвкусном прикиде, и как наш мир дошел до того, чтобы такие чувствовали себя в нем победителями?..
Майкл Фассбендер и Пенелопа Крус в фильме «Советник»
«Советник» совершенно беспощаден к тем, кто смотрит на мир сквозь розовые очки. Ридли Скотт смотрит на мир через операторское видение великолепного профи Дариуша Вольского, который работал на ряде высокобюджетных голливудских проектов последних лет. Пространство «Советника» пропитано медленно сочащимся из всех щелей солнечным светом. И это движение порой единственное, что позволяет себе в кадре режиссер. Совершенно неадекватный русскоязычный дубляж лишил нашего зрителя возможности прочувствовать изначальные интонации долгих диалогов, с любовью выписанных Маккарти. Очень часто прибегающий в своих картинах к экшену, Ридли Скотт на этот раз построил весь эффект на нюансах интонации, с которой передвигаются, смотрят, слушают, разговаривают, убивают и умирают его персонажи.
«Советника» стоит посмотреть хотя бы только ради его звездного состава. Причем исполнители ролей второго плана играют не менее хорошо, чем звездный квинетет Пенелопы Крус, Майкла Фассбиндера, Хавьера Бардема, Брэда Питта и той же Кэмерон Диаз. Чего стоит только эпизодическое появление Бруно Ганца в роли продавца бриллиантов! Или неизвестная у нас Роузи Перес в роли заключенной матери бесшабашного мотоциклиста.
Ридли Скотт в который раз собрал очень точную, плотно подогнанную конструкцию, единственным и относительным недостатком которой является только то, что ее просмотр требует определенной, хотя и относительно несложной, работы над собой. А к ней среднестатистический зритель не привык. В общем, уместней «Советник» смотрелся бы в арт-хаусном прокате с его специфической публикой, которой Маккарти нипочем. С другой стороны, «Советник» — это как лекарство против агрессии, которое в умеренных дозах подойдет всем и каждому.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...