Антон Сидоренко, 10 ноября 2013 г.
Интересным Велединского делает его нонконформизм. В большое кино он пришел через сверхпопулярные сериалы начала двухтысячных «Бригада» и «Дальнобойщики». Удивительным образом режиссер не поддался на соблазн стать сериальным штамповщиком и фальшивым гламуром «новых русских блокбастеров» тоже не соблазнился. Он никогда не стеснялся признаваться в любви к родительскому кино эпохи застоя, а все его три фильма описывают жизнь совсем не столичного разлива.
Более того, Велединский один из немногих современных российских режиссеров, который умеет использовать в своем кино подчеркнуто сентиментальные мотивы. Причем, без обычной в таких случаях для русскоязычного кино пошлости. В картинах Велединского есть та степень искренности в показе человеческих взаимоотношений, которую раньше принято было называть душевностью. И которая лучше всего проявлялась в картинах режиссеров-шестидесятников.
Экранизация одноименного романа Алексея Иванова по духу, безусловно, перекликается с известными взрослому зрителю картинами про советскую школу и душевные метания интеллигентов времен застоя. Правда, с героем нового фильма Велединского все проще, сложней и трагичней.
Географ Виктор Служкин живет в ту эпоху, когда внутреннюю эмиграцию отменили и социальный статус определяется только толщиной кошелька. А экзистенциальная тоска перестала быть оправданием для алкоголизма и перманентного финансового кризиса. И даже в кромешном мраке провинциального болота теперь можно найти своих с помощью социальных сетей.
Константин Хабенский и Агриппина Стеклова в фильме «Географ глобус пропил»
Поэтому герой Константина Хабенского, в отличие от героя одноименного романа Алексея Иванова (действие книги происходит в лихие и, действительно, страшные девяностые) уже не неудачник. А самый настоящий лузер. Отношение к которому в обществе безумного потребления куда более однозначное, чем сдержанное восхищение к давним героям Олега Янковского и Вячеслава Тихонова.
Лузерство героя Константина Хабенского поэтому очень тяжело списать на «мрак, холод и грязь» той провинции, в которой он существует. Тем более, что Пермь, особенно в последние годы, далеко не жопа мира, а тот город, который активно завоевывает себе пространство на интеллектуальной карте РФ. Свидетельством чему тот же Алексей Иванов, книгами которого после выхода фильма Велединского будет зачитываться все русскоязычное пространство.
Лузерство кинематографического Служкина носит сугубо личный характер. Не время и место, а неумение героя вписаться в отведенное ему судьбой пространство и время тому виной. Несостоявшийся Служкин Хабенского остро переживает точно такой же кризис среднего возраста, как, к примеру, и внешне вполне благополучный герой Кевина Спейси в «Красоте по-американски» Сэма Мендеса.
Помимо ума и таланта быть только самим собой географа Служкина отличает обостренная чувствительность, которая у подавляющего большинства проходит сразу после подросткового возраста. Герой Константина Хабенского хочет быть вечно молодым и вечно пьяным. И это желание закономерно, хотя и помимо воли, приводит Служкина в школу, которую каждый подросток по определению ненавидит, но потом мечтает вернуться в нее из бесчувственного и очень несвободного взрослого мира.
Именно свобода, ощущение которой особенно важно для постсоветского человека, точнее, ее отсутствие, угнетает географа больше всего. Напиться с учениками и отбросить десятилетия несбывшихся надежд, малогабаритный быт на микрорайоне и давно переставшую интересовать жену впридачу.
Елена Лядова в фильме «Географ глобус пропил»
Александр Велединский снял очень яркую, интересную и умную экранизацию. При этом, он скорее опирается на атмосферу романа Алексея Иванова, чем пытается перенести на экран все перипетии сюжета. И остается в выигрыше, ни чем при этом не обидев первоисточник: «Географ» кино вполне самодостаточное, по степени насыщенности нюансами и деталями не уступающее литературному произведению.
Режиссура Велединского очень сбалансированная, у него одинаково прекрасно играют и актеры, и панельные микрорайоны, и потрясающие для глаза равнинного жителя пейзажи Приуралья. Оператор Владимир Башта сумел найти нужную дистанцию, на которой обычное для постсовесткого кино отчуждение между исполнителями и зрителями практически полностью исчезает.
Правила игры, предложенные в «Географе» принимаешь очень быстро, персонажам веришь, даже второстепенным. Режиссер очень удачно работает с деталями, второй план у него такой же важный, как и первый. Страдания Служкина становится в фильме такими же значимыми как переживания в шекспировском Эльсиноре. И непрерывно тонущий в реке Каме листок бумаги, действительно, равнозначен у Велединского целому миру. Как порхающий целофановый пакет у того же Сэма Мендеса.
Константин Хабенский в фильме воистину великолепен, но не менее великолепно исполнили свои роли Елена Лядова, Евгения Брик, Анна Уколова. А колоритный Александр Робак, лицо которого, в принципе, хорошо известно зрителю русскоязычного кино, сыграл, вероятно, определяющую роль в своей карьере. Отдельно стоит отметить пермских школьников, которые очень натурально исполнили в фильме юных зверят.
Останется в памяти и пронзительная мелодия Алексея Зубарева, которая добавляет этой, в общем-то, весьма прозаической истории нотки щемящего лиризма.
Сам Александр Велединский говорил когда-то в интервью: «Главное, взрослея, оставаться подростком. Не инфантилом, но — подростком.» Служкин Хабенского в какой-то момент становится таким же подростком как его возлюбленная Маша, хулиган Градусов и даже «правильный» Овечкин. То есть, веселым, дерзким, и бесконечно свободным.
Чего и вам желаем.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...