Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Нефть Нефть

2008: С Беларусью, но без формата

Антон Сидоренко, 30 декабря 2008 г.

Настало время по традиции оглянуться на уходящий минский киногод и определить, какие из его событий были самыми важными, а какие из фильмов самыми интересными.

Любопытства ради заглянул в аналогичный текст годичной давности и понял, что и сейчас могу подписаться под каждым его словом об исчезновении кино «для всех». Казалось бы, кинематограф — главное дитя массовой культуры, должен предлагать универсальное, покорять всех и каждого. Ан нет. Даже кассовый лидер «Ирония судьбы 2» осчастливил не всех страждущих: в пролете оказались эстетствующие интеллектуалы и юные циники, которым картонное продолжение рязановского оливье оказалось, мягко говоря, до одного места. Зато последние как горох посыпали на киноверсию Камеди-клаба. Да так обильно, что «Самый лучший фильм» в этом году стал во главе таблицы посещаемости. Спешу обрадовать его фанатов (если такие, конечно, есть среди наших читателей). Ролик продолжения этого аморального стебалова обещает вам много-много радостей в виде пародий на заметные российские фильмы последних лет.

Что касается самогО «Самого лучшего фильма», то его вкупе с однотипными «Гитлер капут!» и «Очень русским детективом» мы вынуждены назвать «Худшими лентами года» в минском прокате по версии КиноЧтива. С чем и поздравляем их создателей. Правда у них, надо признаться, было нуу о-очень много конкурентов. В основном среди российских режиссеров и продюсеров. Хотя Голливуд уже несколько лет подряд гонит почти непрерывную волну шлака. Самое поганое, что этот шлак приелся и многие минские чипсоеды уже не в состоянии увидеть за ним настоящие картины.

Провал года

Постер фильма «Спиди-гонщик»

«Провалом года», к сожалению, следует назвать ярчайшего «Спиди гонщика» незабвенных братьев Вачовски. Новаторскую вычурность «Спиди» совершенно не оценили не только в Минске, но и в Москве, Нью-Йорке и, даже, подозреваю, в Лексингтоне, штат Кентукки. Последний факт слегка скрашивает горечь от провала Вачовски в белорусской столице. Ошибаться, так ошибаться всем миром.


Скандал года

Постер фильма «Импорт-экспорт»

«Скандал года» связан с прерванным прокатом авторской картины «Импорт-экспорт» австрийского режиссера Ульриха Зайдля. Соответствующая комиссия отказалась допустить фильм до экрана, пока из него не будет вырезано несколько планов с обнаженной натурой. Прокат поддался на давление и уже через день имел неприятности не только с недоуменными белорусскими киноманами, но и с московским правообладателем.


Уход года

«Уходом года» следует, конечно же, признать завершение ежемесячной акции «Киноформат 4х4». Шесть лет прошли как один день, статистика неумолимо показывала падение посещаемости четырех центральных кинотеатров в дни проведения «Формата». Несколько месяцев поговаривали о том, что акцию переведут в «Дом кино». Но решили поступить более радикально. Показатели красноречивы. На последний, декабрьский «Формат» зрителей собралось в несколько раз меньше, чем на предыдущие. Хочется надеяться, что это не свидетельство общего снижения количества киноманов в столице.

Но вот и все о грустном. Теперь будет веселее.

О самом веселом.

Комедия года

Постер фильма «После прочтения сжечь»

«Комедией года», однозначно, надо считать коэновское «Сжечь после прочтения». Казалось бы, этакий кинопустячок, отдых гениев после действительно этапного «Старикам здесь не место». Тем не менее, так как на Коэнах, на других фильмах в этом году не смеялись. Поэтому почетное звание их лента заслужила.


С Коэнами связана и другая номинация, которая стартует в нашей рубрике впервые.

Герой года

Хавьер Бардем в фильме «Старикам тут не место»
Хавьер Бардем в фильме «Старикам тут не место»

«Герой года», без вариантов, — хладнокровный мексиканский киллер Антон Чигур, он же Хавьер Бардем из «Старикам здесь не место». Фильм, может, и забудется, Чигур с баллоном для забоя скота никогда. Вот он, венец эволюции Хомо Сапиенс!

Событие года

Здесь без вариантов. Первый белорусский многозальник (увы, но мультиплексом его язык не поворачивается назвать) после своего открытия испытывает перманентный аншлаг-аншлаг. Выстроенная на месте старого кинотеатра «Беларусь» удивляет не сверхудобными залами с мягкими креслами и местом для вытягивания ног. В конце концов, «Аврора» и «Мир» тоже могут похвастать такими же с не менее прекрасным звуком. В «Беларуси» впечатляет возможность выбора, чего нельзя сказать об одноименной с кинотеатром восточноевропейской стране. Если бы не невразумительный холл с отсутствием приемлемого общепита свежеоткрытый храм десятой музы мог бы считаться в этом году одной из самых главных достопримечательностей центра белорусской столицы.

Кинотеатр «Беларусь»
Кинотеатр «Беларусь»

До «События года» немного недотянула эпопея с реконструкцией киностудии «Беларусьфильм». Срок сдачи переделанной студии (первая половина 2010 года) не за горами, а пока заметно только строительство элитного жилого массива за главным зданием единственной нашей кинофабрики. Также из суеверных соображений не будем называть «Событием года» возвращения в Минск белорусских режиссеров (Андрея Кудиненко, который снял «Оккупация. Мистерии», «Розыгрыш», Александра Канановича, снял «Цвет любви», Александр Колбышев, «Охота жить»), которым наконец-то обещана возможность постановки в родных стенах. Этот факт еще не означает долгожданного возрождения национального кинематографа: в минувшем году другие «молодые дарования» шли накатанной дорожкой старших по возрасту бракоделов, порадовав своими игровыми картинами фанатов трэша.

«Беларусьфильм», однако, порадовал несколькими документальными работами, после которых приходится с удовлетворением констатировать, что белорусский кинематограф жил и, по видимости, будет жить вопреки всему и несмотря ни на что. Мы имеем в виду ленты студии «Летопись» «Во все дни» Михаила Ждановского, «Вальс» Виктора Аслюка, «Мама придет» Галины Адамович. Последний режиссер самолично показывала в киноклубе «Феномены кино» в кинотеатре «Ракета». После закрытия «Формата» «Феномены кино» остались в Минске единственной регулярной акцией, связанной с нестандартным авторским кино и планирует оставаться такими же в следующем году.

Оптимизм по поводу будущего белорусской документалистики внушают новые имена. «Открытием года» следует признать молодых режиссеров Андрея Кутило и Екатерину Махову. Первый в соавторстве с товарищем Романом Ромашко снял «Фокусное расстояние». Эту картину показали сразу на нескольких серьезных международных фестивалях. Что касается Екатерины Маховой, то ее «Две истории» и «Колиш» — одновременно и определенный шаг вперед, и продолжение лучших традиций студии «Летопись». Симптоматично, что Андрей Кутило трудится не на студии, а в университете, и только получает специальное режиссерское образование. Фильм он снял за свой счет в паузах между основной работой. При этом, его фильм не любительский и вполне может конкурировать с картинами той же «Летописи».

Мультфильм года

Постер фильма «Валли»

Ну конечно же «Валл*и». Пиксаровская анимация перешла на новый уровень, и не столько технологический, сколько смысловой. В жанре антиутопии мультфильм для такого широкого зрителя еще не снимали. Конечно, не все в этом эксперименте удалось на 100%. В Минске, например, «Валл*и» опередила «Кунг-фу панда». Что не делает заслуги творцов из «Пиксара» менее значительными.


Кинокомикс года

Постер фильма «Темный рыцарь»

Традиционную номинацию «Блокбастер года» мы вынужденно заменили на «Кинокомикс года». Все равно блокбастерами, то есть собирающими максимальные толпы зрителей, сейчас становятся или жутковатые российские комедии в стиле нашараша, или именно комиксы. Успех аморфного «Темного рыцаря» Кристофера Нолана списываем на жутковатый пиар, который своим уходом обеспечил фильму Хит Леджер. По-настоящему интересных кинокомиксов в этом году было два. (Не считая, разумеется, «Спиди». Он выше остальных). Оба достойны того, чтобы называться «Кинокомиксами года». Речь, конечно, идет о «Хэллбое 2» Гильермо дель Торо и «Железном человеке» с несравненным Робертом Дауни-мл.


Драма года

Постер фильма «Времена года»

На «Драму года» претендовало сразу несколько фильмов. Тут и вышеупомянутые «Старикам здесь не место», и очень тонкое «Вожделение» Энга Ли, и «Четыре месяца, три недели и два дня» Кристиана Мунжу. Отдельного упоминания заслуживает шедевр Карлоса Рейгадаса «Безмолвный свет», который можно пересматривать бесконечно. Самой необычной драмой стоит назвать, пожалуй, картину Хармони Корина «Мистер Одиночество». Но «Драмой года» становится фильм «Времена года» Нури Бильге Джейлана, которого называют «турецким Антониони». Для автора данной колонки эта картина стала не просто очередным кино, а переживанием особого рода — ситуация и главный герой оказались слишком узнаваемыми.


Фильм года

Ну вот, и добрались до главной номинации. Фильмом года стала «Нефть» Пола Томаса Андерсона. И здесь без комментариев, потому что посмотреть этот фильм, все равно, что прожить жизнь. Какое счастье, что «Нефть» удалось увидеть именно на большом экране. Кто знает, будет ли теперь доступна такая роскошь, ведь ленту показывали в рамках почившего в бозе «Киноформата».

Дэниел Дэй-Льюис в фильме «Нефть»
Дэниел Дэй-Льюис в фильме «Нефть»

Но будем оптимистами. Впереди у нас будет очень интересный на премьеры год, наверняка лучше, чем год уходящий (надеемся). А значит, нам будет, о чем с вами поговорить.

Ваш А.С.





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия