Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
В долине Эла В долине Эла

Киноформат 4х4: Приказано долго жить

Антон Сидоренко, 18 декабря 2008 г.

Как говаривали в старину — спешите видеть! Последний раз в четырех минских кинотеатрах проходит ежемесячный мини-фестиваль нестандартного кино. В его программе великолепные фильмы, шансов увидеть которые на большом экране у нас больше не будет.

За шесть лет мы все здорово привыкли к «Формату». Он считался чем-то самим собой разумеющимся, автоматическим, тем, что было всегда и что всегда будет. В суматохе рабочей недели «форматные» показы было легко пропустить. Что не есть трагедия: слава богу, кино в Минске пока хватает — тут тебе и «Канномания», и «Окно в Венецию», и даже участившиеся бесплатные показы шедевров с DVD… А если куда-то не успеваешь, могучий массив пиратских ресурсов в интернете и внушительные коллекции товарищей-киноманов всегда выручают.

Между тем, когда в октябре 2002 года столичный прокат проводил «Киноформат» первый раз, минский репертуар был куда беднее. Правда, тогдашний голливудский мейнстрим еще не погряз в бесконечных сиквелах кассовых комиксов для подростков. Да и российские друзья еще не навязывали такого количества второсортных «блокбастеров». Но уже чувствовалось, что в Минске есть публика, которая готова платить деньги за более сложное кино, чем воскрешенные «Звездные войны» Джорджа Лукаса. Закупать для этой публики арт-хаусные ленты и ставить их в репертуар на продолжительное время прокатчики решились не сразу. Именно «Киноформат» с его четырехдневными показами помог сдвинуть дело с мертвой точки.

Кадр из фильма «Безумный следователь»
Кадр из фильма «Безумный следователь»

Из тех трех сотен картин, что побывали в программе «Киноформата», лишь немногие являлись фильмами проходными, незаслуживающими зрительского внимания. Большинство картин были очень интересными, порой спорными, о которых потом еще долго говорили, и диски с которыми хорошо продавались в магазинах города. «Киноформат» давал возможность широкому минскому зрителю быть причастным к современному кинопроцессу. Пускай многие победители серьезных международных фестивалей и появлялись в его программе с задержкой в несколько месяцев, а то и больше. Главное достижение «Формата» — он создавал благоприятную среду для столичных киноманов, показывал зрителю, что кроме «сортирных» комедий и тупых боевиков существует другое кино. И за это мы все должны сказать спасибо всем тем людям, которые шесть лет подряд каждый месяц готовили новые программы: вели переговоры с московскими дистрибьюторами, печатали афиши, читали несколько сеансов подряд монтажные листы в холодных проекционных (бывали на «Формате» фильмы без дубляжа и даже без субтитров).

К огромному огорчению, Минск нельзя назвать киноманским городом. У нас нет ни собственного кино (а то, которое есть, стыдно даже самим смотреть), ни приличного международного фестиваля, ни учебных заведений, где кино стояло бы на первом месте. Неудивительно, что и людей, готовых платить деньги за просмотр интересных фильмов на большом экране, у нас не так много. Главным аргументом за прекращение показов «Киноформата» была низкая его посещаемость и неокупаемость в последнее время. Кто спорит, экономика у нас на первом месте. Только, из всех акций, в которых регулярно представляют нестандартные картины, в Минске остались только еженедельные «Феномены кино» в «Ракете». Все остальные программы проходят от случая к случаю, по мере возможности. Да и «Феномены кино» специализируются в основном на шедеврах прошлого.

Каролин Нерон в фильме «Век помрачения»
Каролин Нерон в фильме «Век помрачения»

Конечно, последнее время арт-хаусные ленты чаще попадают в продолжительный по современным меркам (две-три недели) прокат. Но прелесть «Формата» в том и заключалась, что в нем очень часто демонстрировались картины абсолютно невыгодные для отдельного показа. Зритель ходил на них, привлеченный общим брендом «Формата», а не специальной рекламной компанией. Ну кто, скажите, будет в Беларуси вкладывать деньги в рекламу фильмов гонконгского режиссера Джонни То? Увидеть его «Безумного следователя» на большом экране с настоящей кинопленки можно будет только в этом последнем, декабрьском «Киноформате».

Или маленький ироничный шедевр «Век помрачения» квебекского умницы и циника Дени Аркана? Разве можно будет пустить его хотя бы на неделю в том же «Доме кино»?

Теперь, в «постформатовскую» эпоху, если картина не получила какого-нибудь значительного международного приза, желательно, конечно, «Золотую пальмовую ветвь», и в ее мировую раскрутку не вложены миллионы долларов, ее прокат в Минске находится под большим вопросом.

Но обиднее всего за потерянную возможность один раз в месяц войти в кинозал и увидеть не сотни одинаково гогочущих и жующих рыл, а хотя бы несколько десятков человеческих лиц.

Теперь у нас стало меньше поводов собираться вместе. Но кино невозможно смотреть поодиночке. Давайте же не будем теряться. Чем чаще мы будем ходить в кинотеатры на настоящее кино, тем чаще его будет привозить в наш чудесный город.

P.S.

Дорогие читатели, для автора данного блога «Киноформат» шесть лет являлся синонимом Кино. Самому «Киночтиву» на днях исполнилось пять. Похоже, это один из самых долгоживущих блогов в Байнете. К моему удивлению, многие заметили продолжительную паузу в его обновлении. Сообщаю: эти недели автор находился во внешней и внутренней эмиграции, но теперь вернулся и приступает к исполнению своих обязанностей. Прежней периодичности не обещаю, но буду очень стараться.

А.С.





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия