Антон Сидоренко, 18 февраля 2004 г.
Сразу четыре замечательных фильма, на просмотр которых я потратил два рабочих дня и остался чертовски доволен. Не сомневаюсь, что хоть один из фильмов понравится и кому-нибудь из вас. В том и заключается несомненное удобство «Киноформата» — можно с чистой совестью выделить остаток недели под походы в кино, чтобы потом целый месяц быть уверенным: в Минске не идет больше ничего достойного вашего внимания :)
Итак, первой мне на глаза попалась «Труппа» Роберта Олтмена. Режиссер этот известен тем, что любит внедряться в какую-либо производственную или творческую среду и снимать о ней историю с непременно жутким количеством приглашенных звезд, которые безропотно играют у Олтмена даже в эпизодах («Игрок», «Pret-a-Porte», «Канзас-сити», «Доктор «Т» и его женщины», «Госфорд-парк»). В этот раз из несомненных звезд первой величины только Малькольм Макдауэлл, но я знаю множество фильмов, смотреть которые можно было только ради него. Увы! Но в «Труппе» играющий арт-директора (худрука, по нашему) Макдауэлл напоминает скорее высохшую на съемках в Голливуде мумию (именно то, что я больше всего боялся увидеть), а не достойное возрастное продолжение Алекса из «Заводного апельсина» или Калигулы из одноименного фильма Тинто Брасса. Да и сама его роль при всей кажущейся значимости абсолютно растворяется в фирменной олтменовской круговерти, в которой рядовой зритель обычно разбирается не менее часа. В этот раз разбираться приходиться не меньше, тем более, что никаких особых сюжетных линий в картине нет, а те, что есть, могут внезапно оборваться посередине и больше никак не обозначиться до самого конца. Больше всего «Труппа» похожа на документальную реконструкцию нескольких месяцев из жизни балетного коллектива Joffrey Ballet of Chicago. От «Весь этот джаз» Боба Фосса «Труппа» отличается гораздо меньшей поэтичностью. В каких-то моментах это ловко заточенное под кинофильм реалити-шоу. И действительно, почему бы телепродюсерам не обратить свои взоры на мир классических танцев? Добровольцы поучаствовать наверняка бы нашлись. Главный приз — пятая с краю утка в «Лебедином озере».
На «Труппе» я сделал перерыв на ночной сон, а вот остальные фильмы пришлось посмотреть один за другим абсолютно без никакого, даже секундного перерыва, чего в моей жизни еще никогда не бывало. Пять фильмов в день смотреть удавалось. Но вот так, чтобы зайти в кинозал в двадцать минут десятого утра, а выйти в десять минут четвертого вечера, никогда. Тем не менее, изложить впечатления попробую.
«Сумеречный самурай» (в афишах «Формата» назван «сумрачным») недаром попал в номинацию на «Оскар» (а может, и сам приз отхватит). Такие замечательные исторические фильмы теперь снимают чрезвычайно редко. Именно исторические, потому что комедии, боевики, любовные мелодрамы etc. на историческом материале снимают постоянно, но аромат эпохи (в данном случае Японии в канун революции Мэйдзи, кто знает, тот поймет) в кино сейчас можно ощутить редко. От творения Ёдзи Ямада исходит еще и аромат эпохи «большого кино» — эпохи кино без телевидения. Эта эпоха «Андрея Рублева», самых лучших фильмов Куросавы и Анджея Вайды. Фильм, в котором по-японски нет ничего лишнего и в котором есть целый мир страны, находящейся на удивительном этапе перелома всей своей жизни. Еще более удивительно, что абсолютно без никакой иронии (для современного кино это уже подвиг) «Сумеречный самурай» рассказывает о Любви, Скромности, Верности, Чести, Преданности (да-да, все с большой буквы), словом, о вещах в нашем мире если и не совсем отвергнутых, то основательно призабытых.
Японская преданность клану (корпорации) и японский принцип беспрекословного подчинения начальству вообще послужили отправной точкой для замечательной книги бельгийской писательницы Амели Нотом(б) (обязательно прочитайте!). Экранизация Алена Корно («Форт Саган», «Индийский ноктюрн», «Все утра мира») вышла чересчур буквальной. Такой буквальной иллюстративностью грешит все французское кино, что несомненно делает его более занудным, чем хотелось. В случае «Страха и трепета» гениальность сюжета перебивает весь негативный эффект от слишком тщательной экранизации (в школе такое называлось изложением). Кроме того, фильм — сплошной бенефис чудесной Сильви Тестю, идеально попавшей в роль. Перекличка со «Счастливого Рождества, Мистер Лоуренс» Нагисы Осимы не в пользу Корно, который не смог подняться над банальной прямолинейной экранизацией. Тем не менее, фильм наверняка станет одним из хитов «Киноформата». Это лучшее, что может предложить французское «серьезное» кино за последние месяцы.
Именно исполнителя роли мистера Лоуренса постоянно к месту и не к месту вспоминают герои «Круглосуточных тусовщиков» Майкла Уинтерботтома. Нет, ни сам Дэвид Боуи, ни его музыка в фильме так и не появятся. Постеры Боуи и Пинк Флойд с треском срывают со стены музыкальной Истории. Еще совсем не старички, а вполне даже актуальные персонажи (действие «Тусовщиков» начинается в 1976 году), они, тем не менее, должны подвинуться на страницах энциклопедий: в Манчестере Тони Уилсон создает Factory Records, где прямо на глазах изумленных посетителей Киноформата и под дружные факи действующих лиц создаются первые альбомы Joy Division, New Order и The Happy Mondays. Для тех, чье сердце не заводится при звуках Anarchy In The UK, фильм будет интересен своим бешеным стилем гонзо. А если вы не являетесь поклонником Хантера Томпсона, сходите в кино просто чтобы посмотреть как чтец титров (наверняка какая-нибудь скромная, милая девушка) будет обходиться с большим количеством слов на три русских буквы ХХХ, которыми изобилует московский перевод. Те же, кто был недоволен количеством секса, драгс и рока в «Мечтателях» могут наверстать упущенное. Скажу по секрету, если бы наши прокатчики видели фильм раньше, его ожидала бы судьба «Дома 1000 трупов».
Ну, вот, за рекламу мне не платят, но сегодня «критиковать» почти нечего. Остается только смотреть и сверять впечатления. Желаю вам с успехом выдержать киномарафон, как выдержал его я. Впрочем, у вас будет целых четыре дня.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...