Криминальная драма / Боевик / Триллер только с 18 лет
В течение почти двух десятков лет Жак Мерин, выходец из благополучной буржуазной семьи, организовывал и принимал участие в многочисленных вооруженных налетах на французские банки с редкими перерывами на тюремные отсидки, пока, наконец, не был схвачен канадской полицией во время очередного ограбления.
Много интересно написано здесь о фильме, а я только сейчас посмотрел. Чтобы не повторяться, обращу внимание на несколько интересных штрихов, которые дополнят проведенную здесь дискуссию.
1. Жена-испанка уходит от мужа, оставив ему всех трех детей. Че-то я этого не понял: она же такая добродетельная женщина! Вот ее больше всех жалко в этом фильме.
2. Жак и его монреальский подельник (кажется, Жан-Луи) даже сидя в Монреале, смотрят по телеку новости про Францию (де Голль, волнения и т.п.). Так что к судьбе страны он все-таки небезразличен.
3. Фильм исполнен неполиткорректностей, что говорит о его правильном показе эпохи 60-х: на станции метро курят, про арабов рассказывают анекдоты, родителей не уважают.
4. Адаптация названия, в который уже раз, никудышная: у меня в титрах было Instincte d'mort, что куда лучше.
5. А к чему была сцена с грузовиком, полным автоматчиков, в самом начале фильма? Видимо, надо посмотреть вторую часть. Заколебали эти разбивки кинофильмов на две серии...
to passer-by
Ну тогда я тоже добавлю :)
С чего я полез в историю: с того что в предыдущих отзывах прозвучал штамп: "уголовник". Но почему об этом "уголовнике" снято множество фильмов и написано множество книг. Причем книги о нем писали даже преследовавшие его офицеры полиции. Может он "забирал деньги у богатых и отдавал их бедным"? Вовсе нет: он совершал довольно жесткие и дерзкие преступления.
Фильм то тем и интересен что он про личность, а личность на данном этапе истории всегда формируется либо в гармонии либо в борьбе с общепринятым.
"Время создает своих героев"
С одной стороны, если человек становится дерзким и отчаянным врагом общества, то он не может сформироваться "сам по себе". В другое время и в другой стране Жак мог бы преуспеть в другой сфере.
С другой стороны, нужно понимать что в другое время и в другой стране отношение к поступкам Мерина было бы совсем другим. Про него бы не писали в газетах как про героя бульварных романов. Ведь такие проблеммы которые были в семье у Жака были по всей Франции.
Скажите: могут сегодня появится в Америке Бони и Клайд? Конечно нет, потому что для молодых людей из их социальной прослойки в то время это был чуть ли не единственный способ заработать денег на счастливое будующее.
Вот что сказал режиссер Жан-Франсуа Рише, когда его спросили о причинах создания фильма: «Да просто непосредственное желание. Обычно я начинаю с того, что долго все оцениваю, но не в данном случае. Идея осветить частицу истории Франции не через Бонапарта или Луи XIV, а через человека, мимо которого вы могли легко пройти на улице… В 1959 году Мерин вернулся с Алжирской войны, а в 1979 он водил дружбу с левацким боевиком Чарли Бауэром. А что происходило в эти 20 лет?»
Сам фильм именно поэтому разделен на две части: те поступки которые вызывали простой интерес в 60-х, в 70-х уже пугали общество и заставляли иногда задуматься людей их совершающих.
На счет того почему французское общество так долго "колбасило" конечно можно спорить долго. И оказала ли на это прямое влияние вторая мировая или только антиколлониальные войны: вопрос для серьезного исторического диспута.
Но разочарование результатами второй мировой во Франции были и еще какие:
- во-первых вступление немцев в Париж и абсолютное бессилие что-то сделать без посторонней помощи стало общенациональным шоком
- во-вторых число коллаборационистов и донощиков в стране просто говоря зашкаливало
Вы считаете, что прошло много времени? Но в 1939 году Франция все еще считалась одной из ведущих, причем коллониальных, держав мира, а к 1959, когда Жак вернулся во Францию, это была потерявшая авторитет и коллонии страна, которая еще точно не знала что ей делать.
Стоит ли называть события 1958 года революцией: по большому счету нет, но так их иногда называют:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/338464
скорее всего потому что они стали отправной точкой для серьезных преобразований в социальной сфере.
В последующие годы 60-е и 70-е во Франции кроме Жака было еще по крайней мере несколько героев, имена которых в криминальной хронике вызывали не столько страх сколько отчаянное любопытство.
Согласен: Жак был сильным человеком, которому просто хотелось нормально пожить. Но точно такими же людьми были наши парни, которые демобилизовались из горячих точек почти сразу в криминальные структуры.
Думаю теперь то я уже польностью изложил свою позицию.
Было приятно пообщаться.
en_matin 16 января, 11:43
посмотрел я вторую часть. скажу сразу - хорошо, мне понравилось, но я бы предпочёл посмотреть всё подряд, ибо пропадает задор
когда там уже вторая часть?
которую мы, кстати говоря, уже благополучно откомментировали..
to: passer-by
Вторая мировая (в разговоре с отцом Жак об этом упоминает) и последовавшая за ней серия колониальных войн 50-х годов.
А последней революцией во Франции называют принятие конституции 1958 года (после войны в Алжире) и провозглашение 5-й республики.
В названии "Враг государства №1" слишком много от Зорро и Робина Гуда.
Вообще чтобы расставить все точки над i фильм должен был выйти в прокате под названием "Инстинкт убийцы" (как во французском варианте) или "Враг общества № 1" (как окрестили Жака Мерина журналисты).
Времена, ок которых идет речь, для западного общества хуже чем 90-е для нашей страны.
Полное разочарование думающих людей в ценностях довоенного общества. Плюс ко всему Франция была на пороге революции.
Кто-то превращался в нигилиста и оказывался либо среди террористов либо в красных бригадах либо просто среди преступников, а кто-то продолжал тихо приспосабливался, ходил на государственную работу и получал "жалование".
К чему я это все.
По-моему большое искуство снять фильм о нормальном законопослушном человеке, который в постепенно превратился сразу в налетчика, а затем и просто в отморозка, но снять это так чтобы:
- с одной стороны показать неоднозначность личности этого человека
- с другой стороны зритель каждую минуты понимал что герой на экране всеже ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ
Хочется заметить, что не смотря на реалистичность фильма и большое колличество убийств на экране, в фильме нет по-настоящему кровавых сцен. Все что происходит на экране - история человека.
Немного разочаровала надпись на экране в конце фильма.
после фильма так и не понял, что хотели авторы сказать и о чем снять картину... очень много ляпов... не стоило на него идти, даже чтоб Касселя посмотреть..
en_matin 10 декабря, 16:23
Ладно ВАМ! Полноте! Мир Вашему дому!
в общем я знаю одно - если фильм вызвал столь сильные (неважно позитивные или негативные) эмоции, значит, не зря его снимали!
en_matin 10 декабря, 15:45
нет, серьёзно, попытался нормально поговорить, а в ответ такой негатив...нельзя так.
en_matin 10 декабря, 13:34
иди смотри самый лучший фильм и наслаждайся, раз такая важная.
Порадовал фильм. Главный герой дерзкий и четкий, как и должно быть. Ходить лучше без девачек, им не нравится :)
во-первых, попрошу мне не тыкать.
во-вторых, смею вас заверить, что искусством я насладилась, о чём свидетельствует моя оценка и о чём я сообщила ниже. надо хотя бы попытаться услышать и понять, что вам говорят, а не просто "влезать". хотя в формате данного сайта это и не просто.
а на счет уголовника, я своё мнение несколько пересмотрела. благо, имею такую способность.
en_matin 9 декабря, 21:35
надо влезать...
Кстати, никто не заставляет любить уголовников! Вообще, фильм не о любви к уголовникам, а о любви уголовника к тем, кого он любит.
Другое дело, зачем так близко к сердцу принимать характер главного героя? Вокруг, как уже говорилось, куча уродов, которые не менее 'омерзительны', чем Жак. Сосед-алкоголик сверху над вами, который не спит до 3 ночи, гораздо большее зло, чем Жак, который просто так простых людей не трогал.
Тяжело, наверное, смотреть фильмы и принимать всю ношу на себя. Я вот, например, смотрю фильмы с точки зрения искусства - насколько качественно показали жизнь некогда жестокого бандита. Ну, был он бандитом, ну и что? А для монашек - ты преступница)))Всё относительно в этом мире, вот в чём дело.
Пока пЕсал комментарий, вспомнился эпизод с моим другом, которому не понравились 'Жмурки' (мол, не любит он бандитов и всё тут). Я долго ржал со своего друга и мне его было даже немного жаль, ибо он упустил шанс насладиться такой классной комедией (пусть и чёрной).
Вот такое ощущение что и ты, en_matin, упустила шанс насладится ладно-скроенным европейским кусочком искусства...
passer-by 9 декабря, 19:13
раз товарищ вам не по душе, обращусь как француз к французу. шер месье пассер-бай. разгромили вы меня тут в пух и прах. что ответить, не знаю. повержена. тихо бочком ретируюсь.
ну не люблю я уголовников. не понимаю я таких принципов. патологических. психопат - не психопат. "Он же поступает абсолютно рефлекторно, без раздумий. А уж как это выглядит с чьей бы то ни было стороны - ему все равно. И вообще, ему наплевать на то, что о нем кто-то что-то там думает, кто бы он ни был: родители, жена, государство, наконец."
ну, это точно одна из черт социопатии.
как женщина я героем прониклась более чем, не буду повторяться.
Фильм - эмоциональная встряска! Люблю европейское кино, особенно немецкое и дважды особенно французское. Да! жестоко, да! оморально, НО!!! сильно. Насилие на насилии... А так ли он несправедлив? Каждый даст ответ Сам. Факт один - равнодушных не останется. Однозначно к просмотру.
P.S.: Женщин и детей рекомендую оставить в кафе.
Весь фильм не покидало ощущение неконгруэнности. Ну что-то было не так... Отличный герой, но понять я его не мог. Обычно к концу фильма, ты понимаешь и проникаешься моральными ценностями главного (и не только) героя и можешь вполне предсказать сюжет, исходя из устоявшихся характеров...
Сейчас же я был в лёгком недоумении. Как-то Жак умудрялся всё время делать такой выбор, что меня это напрягало... ну как ребёнок, почти, непослушный - всё время умудрятся сделать чёт такое, чего от него не ожидаешь. Вообщем с нетерпением жду продолжения...
И у меня такое чувство, что Жаку вцелом ненавидит человечество. За исключением пары частных случаев.
По крайней мере фильм способен встряхнуть, впечатляя своей жестокостью. Эмоции гарантированы.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...