Антон Сидоренко, 21 октября 2015 г.
Неудивительно, что в девяностых-двухтысячных беспроигрышный северный вариант выбрали многие актеры и режиссеры — от Альфонсо Куарона и Хосе Гонсалеса Иньярриту до Сальмы Хаек и Гаэля Гарсия Берналя.
Судьба Гильермо дель Торо в Голливуде — хороший пример того, как современная глобализированная киноиндустрия адаптирует местные кадры. Выйдя на самую высокую, международную орбиту, автор нескольких интереснейших фильмов на стыке авторского и жанрового кинематографа, дель Торо получил огромные бюджеты и многомиллионные аудитории. Проекты, которые ему доверяют, даже не важнейшие — можно сказать, системообразующие.
«Багровый пик» явно не из их числа. Несмотря на обильную рекламу и высокий рейтинг ожиданий, этот фильм несколько выделяется из фильмографии режиссера. Недешевой, с невероятно изощренным изобразительным рядом картине, тем не менее, далеко до масштабных аттракционов, которыми он в последнее время занимался. «Багровый пик» — не просто мегааттракцион, как думали многие, а роскошная попытка дель Торо вернуться к своим авторским корням.
Миа Васиковска в фильме «Багровый пик»
Назвать эту попытку неудачной никак не приходится. Гильермо дель Торо снял богатую, переполненную изящными деталями, мистическую сказку-масакру в инфернальном антураже английского романа девятнадцатого столетия. Сказку для взрослых, которые если и не слыхали про понятие «викторианский роман», то с молоком матери впитали остроконечные крыши и готическую архитектуру «типично» английских особняков, в которых перед камином высиживают бесконечные мистеры Джекилы и докторы Хайды, а в подвалах томятся полчища Франкенштейнов. Хотя в поле зрения дель Торо и его соавтора по сценарию Мэтью Роббинса оказалась не только Англия, но и весь романтично-прогрессивный век пара и электричества.
Большая часть фильма представляет собой адское нагромождение артефактов, порожденных литературой и кинематографом за сто пятьдесят последних лет. Культурный слой в «Багровом пике» такой толстый, что его заметит даже слабо подготовленный с точки зрения искусства и литературы и невнимательный зритель.
Том Хидделстон и Джессика Честен в фильме «Багровый пик»
Копаться в этом слое — одно удовольствие. Однако у «Багрового пика» есть кардинальный недостаток — практически полное отсутствие интриги. Почти в самом начале становится понятно, кто, что и как. Что, согласитесь, большой прокол для режиссера, ранние фильмы которого держали в напряжении до самых финальных титров. Но все-таки «Багровый пик» стоит смотреть, причем, непременно на большом экране. Картина дель Торо практически полностью создана в павильоне и художественных ателье. В этом смысле она представляет собой идеальное кино по Мельесу — ни фрагмента объективной реальности в кадре.
Основной соавтор «Багрового пика» — знаменитый художник-постановщик Томас Е. Сандерс. Вычурные костюмы, невероятные интерьеры и пейзажи притягивают в фильме куда больше внимания, чем собственно сюжет и игра актеров. В общем то, носить шикарные костюмы в причудливых декорациях — главная задача трех главных героев в исполнении Мии Васиковски, Тома Хидделстона и Джессики Честен. Нельзя сказать, что работа с актерами — слабое место режиссуры дель Торо. Но в случае «Багрового пика» режиссер явно уделял больше внимания другим моментам.
Примечательно, что «Багровый пик» задуман давно, едва ли не сразу после «Лабиринта фавна». Но снят уже в другую эпоху, для публики, которая знает Гильермо дель Торо скорее по «Хоббиту» и «Тихоокеанскому рубежу», чем по «Лабиринту» и «Хребту дьявола». Или не знает — имена постановщиков все реже оказываются на слуху широкой аудитории. «Багровый пик» выглядит попыткой Гильермо дель Торо снова заявить о себе как о режиссере с оригинальным стилем и видением. Что в принципе ему удалось — в Голливуде таких давно не выпускают, а только импортируют. В том числе из Мексики.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...