Антон Сидоренко, 25 октября 2015 г.
В 1974 году французский канатоходец Филипп Пети прошел по канату между свежепостроенными Башнями-Близнецами на Манхэттене. Близнецов давно нет, а Пети по-прежнему мировая знаменитость.
В конце двухтысячных про Пети и его головокружительный трюк был снят документальный фильм «Человек на канате». Массовая аудитория обычно игнорирует документальное кино, поэтому в появлении игровой версии покорения пропасти между Близнецами нет ничего удивительного. Тем более что история эта невероятно интересная и киногеничная. А в версии Роберта Земекиса еще и вдохновляющая.
Самый американский из важнейших голливудских режиссеров современности Земекис и в сюжете про французского канатоходца показал свою Америку. Америку не как страну, а как явление. Суть которого в успехе в достижении поставленной цели. И совершенно не важно, в какой области деятельности цель находится. Главное, любыми, по возможности, законными способами добиться ее и оказаться на вершине среди успешных небожителей. В случае фильма Земекиса на вершине в буквальном смысле.
«Прогулка» в этом смысле такая же киноистория успеха, как и другие голливудские биопики. Но личность постановщика придает этой картине совсем другой оттенок.
Джозеф Гордон-Левитт и Бен Кингсли в фильме «Прогулка»
Роберту Земекису в который уже раз удалось снять необыкновенно зрелищное, но, во же самое время, простое и очень доходчивое кино. Сюжет выстроен по близкой к идеальному схеме: только одна сюжетная линия, только один главный герой. Все подчинено главному моменту из богатой на события жизни Пети, тем пятнадцати минутам славы, ради которых большинство согласилось бы пожертвовать многим, если не всем. Ведь едва ли не главная черта пути к успеху — риск, на который приходится идти. Бесстрашный канатоходец Филипп Пети рисковал даже не репутацией, а своей жизнью. И даже сильнее, чем астронавты «Аполлон 11». По упорству и энергетике Пети получился у Гордона-Левитта стопроцентным американцем. Недаром в итоге его герой остается в Штатах.
В восьмидесятые-девяностые Роберт Земекис был известен своим пристрастием к техническим новшествам и спецэффектам. «Прогулка» тоже фактически полностью создана с помощью компьютера. Но компьютерная графика в фильме спрятана, режиссер ее не выпячивает. Пети и команда помощников его выдающегося трюка очень удачно врисована в семидесятые. Удачно используется и 3D-стерео. Особенно в главной сцене перехода Пети между небоскребами, к которой постепенно подводит зрителя драматургия фильма.
Эффекты эффектами, но во главе угла у Земекиса всегда живые люди и их судьбы. Вот и в «Прогулке» главный акцент сделан на характер главного героя. Филипп Пети в очень удачном исполнении Джозефа Гордона-Левитта — такой же одержимый своей идеей перейти между небоскребами, как Стив Джобс, одержимый изменить жизнь человечества с помощью своих гаджетов. Масштабы желаний разные, но энергия исполнения вполне сопоставимая.
Джозеф Гордон-Левитт и Шарлотт ле Бон в фильме «Прогулка»
Кинематографический Пети рвется к своей заоблачной цели, не обращая внимания на самые разнообразные преграды. Хотя и остается при этом однозначно положительным, идеально голливудским персонажем, французскость которого не более чем оригинальная черта. Все остальные персонажи, включая возлюбленную Пети, намеренно вторичны, с неяркой, незапоминающейся внешностью. Земекис таким образом четко организует внимание зрителя на главном герое, его яркой индивидуальности. Все остальные только свита.
Для Земекиса, певца США и их лучших времен «Прогулка» — дивная сказка о прошлом, которое принято идеализировать. Хотя самой Америки в фильме почти нет, она появляется в кадре только в виде невероятной панорамы Нью-Йорка с небоскребной высоты. Но Земекис явно ностальгирует по временам, когда Близнецы были совсем молодыми и еще не подозревали о своей печальной участи.
А современный Пети, наверняка, попытался бы пройти между небоскребами Петронас в малазийском Куала-Лумпуре. Или башнями в каком-нибудь очередном, свежевозведенном дубае. Хотя, не важно где располагается и как выглядит ваша пропасть. Было бы желание и сила воли ее преодолеть.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...