Антон Сидоренко, 3 ноября 2015 г.
Предложение явно превысило спрос, но только не в случае с Минским международным кинофестивалем, который пройдет с 6 по 13 ноября уже в двадцать второй раз. «Л» по-прежнему вызывает невероятный интерес у минской публики. После ребрендинга пятилетней давности «Л» не перестает расширяться и по вертикали, и горизонтали, предлагая столичному зрителю разного возраста новые программы, новые мероприятия, новые фильмы, некоторые из которых сами по себе тянут на полноценное событие в культурной жизни белорусской столицы.
Что станет событием на «Л-2015»?
Новая полнометражная работа Сергея Лозницы так и называется — «Событие». По форме это уникальное сочетание кинохроники ленинградских митингов августа 1991 года и звукоряда, специально записанного в наши дни нашим гениальным белорусским звукорежиссером Владимиром Головницким. Белорус по месту рождения и происхождения, Сергей Лозница своим очередным фильмом доказывает, что кино рождается именно на монтажном столе. «Событие» — четвертая полнометражная работа режиссера, сделанная по принципу использования старой хроники. Предыдущая, «Майдан», громко прозвучала в прошлом году. Но не только из-за остроактуальной темы. «Событие», как и «Майдан», как и нашумевшая десять лет назад «Блокада», — удачная попытка подняться над извечной проблемой документального кино — сиюминутностью проблемы. Лозница показывает человеческие сообщества в момент критических, пограничных состояний и ситуаций с отрешенностью демиурга. На фоне большинства его коллег, которые тяготеют к портретам и крупным планам, такой подход производит на зрителя очень сильное впечатление. «Событие» уже успело получить несколько главных призов на солидных кинофестивалях и достойно просмотра именно на большом экране.
Актриса «от Франсуа до Франсуа» (от Трюффо до Озона) Фанни Ардан — доказательство того, что французское кино пока «живое и светится». Дебютировав несколько лет назад как постановщик, в этом году она будет не только главной звездой церемонии открытия «Л», но и участником конкурсной программы «Молодость на марше». Молодой режиссер Ардан (ведь никогда не поздно?..) представит в ней свою новую работу «Навязчивые ритмы». Кстати, английский вариант слогана «Л-2015» «Eye of pleasure» — не что иное, как название книги Франсуа Трюффо, музой которого Ардан была в начале своей кинокарьеры. Условия, на которых Ардан согласилась приехать в Минск, организаторы не разглашают. Но за такую гостью ничего не жалко!..
Использовать определение «остальные» в отношении известнейших в мире авторского кино персон вроде Брийанте Мендосы (второй раз в Минске!) или Ингвара Сигурдссона (совсем недавно видели его в «Эвересте» Кормкура) как-то не с руки. Чем и отличается Л. от многих других мероприятий в Минске, на нашем кинофестивале знаменитости вполне доступны. Если и не для прямого общения, то для прямого обозрения. Что на других фестивалях обычно непросто из-за могучих плечей охраны. На «Л» селебрити мира кино, слава богу, в охране не нуждаются. И не только потому, что белорусы, по определению, более воспитанная и менее эмоциональная публика. Скромные масштабы и домашность «Л» играют ему здесь только на руку.
Еще недавно Абдрашитов возглавлял жюри очень интересного Владивостокского МКФ «Меридианы Тихого», а сегодня уже едет председательствовать в Минск. И в Беларуси его миссия даже более объяснима. Несколько поздних фильмов Абдрашитова успели поучаствовать в «Л». А в 1986 году именно в Минске проходили съемки важнейшей картины Вадима Абдрашитова «Плюмбум, или Опасная игра».
Кстати, верный соратник и соавтор Вадима Абдрашитова практически по всем картинам, сценарист Александр Миндадзе тоже приедет на фестиваль со своей третьей режиссерской работой «Милый Ханс, дорогой Петр». Несмотря на внеконкурсный статус его премьеры в Минске, показ очень громко прозвучавшего в этом году на Московском МКФ фильма станет одним из главных событий игровой части «Л-2015».
Объяснить, почему очень уютный, но невероятно маленький для двухмиллионного города «Центральный» уже пятый раз будет основным кинотеатром «Л», можно только явным желанием организовать ажиотаж и тем самым подогреть интерес к конкурсной программе. Тем не менее, в качестве полноценной фестивальной площадки, где пройдет ряд важнейших внеконкурсных программ, впервые заявлена «Москва», где, наконец, установили человеческие сиденья. Теперь есть шанс, что минчанам удастся без особых проблем посмотреть ряд новых нашумевших картин, победителей ведущих МКФ. Но очень обидно за «Дом кино», который был дублирующей базой фестиваля пять лет подряд и прекрасно выполнял функции фестивального центра. На этом «Л» кинотеатр на бульваре Толбухина не задействован никак, что выглядит явным просчетом.
Почти на всем протяжении недолгой истории «Л» отличался большим количеством российских фильмов в своих программах. В некоторые годы его в принципе можно было считать практически внутрироссийским фестивалем. Но последние годы количество русскоязычных фильмов сокращалось на глазах. И в этот раз российского на «Л» будет совсем немного. Правда, картины подобраны очень громкие, вроде уже упомянутого фильма Александра Миндадзе, внеконкурсного «Спасения» Ивана Вырыпаева, конкурсных «Пионеров-героев» Натальи Кудряшовой и остроумной комедии Василия Сигарева «Страна ОЗ». Зато теперь очевиден крен в сторону французского. Что вполне объяснимо — «Л» последние годы в игровой программе тщательно следует каннской моде. А продвигать свое кино французы, в отличие от скромных белорусов, еще как умеют.
Французскими лентами Л-2015 будет и открываться, и закрываться. Французское будет практически в каждой внеконкурсной программе игровой части «Л». А раздел «Мастер-класс» будет украшать картина Александра Сокурова с символичным названием «Франкофония». Это же определение можно смело использовать в качестве неофициального слогана Л-2015. Что, в общем-то, неплохо: гениев кино во Франции сейчас не наблюдается, но общий уровень, пожалуй, один из самых высоких в мире.
Если открытий подобных прошлогодним «Племени» Мирослава Слабошпицкого и «Чудесам» Аличе Рорвахер в игровой части Л. ожидать вряд ли стоит, то документальная секция в этот раз обещает много интересного, начиная с уже упомянутого «События». Игровой «Л» в этом году пройдет под французским влиянием, а документальные программы «Л-2015» имеют в расписании много польских картин. Что тоже вполне объяснимо — польская художественная документалистика не просто очень интересная, но, пожалуй, сильнейшая на данный момент в мире. «Братья» Войцеха Староня в основном конкурсе, «Наступят лучшие времена» Ханны Полак, «Эффект домино» Петра Росоловски — лучшее доказательство того, что польская документалистика сохранила свой прежний остросоциальный характер и при этом удачно интегрировалась в европейскую киносистему.
Документалистика на данном этапе развития кино сконцентрировала на себя функции глобального медиатора и рассказывает о человеке и его цивилизации сейчас острее и интереснее чем когда-либо. Документальный «Л», который и в этот раз полностью сконцентрируется в «Мире», вполне позволяет понять, что происходит сейчас в искусстве и мире.
Национальная секция появилась на «Л» в прошлом году, как ни странно, как ответ на запрос со стороны общества — в Беларуси выросло новое поколение независимых от индустрии и государства кинематографистов, фильмы которых уже начали показывать даже в Варшаве, но никак не на родине. Прошлогодний конкурс был организован из рук вон, но в этот раз к его проведению подошли с большей серьезностью. Будет сразу три секции (игровая, документальная и анимационная), показы пройдут не только в до сих пор ожидающей реконструкцию «Победе», но и в «Мире». Самое главное, в программе будет ряд интересных фильмов, некоторые из которых (например, «Гости» Андеря Кутило) достойны предстать перед глазами основных жюри. Главная задача национального конкурса, впрочем, —открыть фестивальному зрителю имена молодых талантливых белорусов. А последние получают уникальный шанс увидеть свои ленты на большом фестивальном экране.
Л. быстро прогрессирует в последние годы, стремительно обзаводясь всеми атрибутами солидного международного кинофорума. (Из атрибутов последнего на Минском фестивале, пожалуй, сейчас отсутствует только специальная программа и жюри ЛГБТ. Но и ими, можно быть уверенным, «Л» вскоре обзаведется.) Так, в этом году на фестивале дебютирует т.н. индустриальная секция, в рамках которой будет организованы встречи с профессионалами в области продюсирования и продвижения картин на международном уровне. То есть, минский фестиваль расширяет свои границы и делает заявку на работу не только с киноманами, но и с профессионалами. Учитывая, что последних, точнее, желающих стать профессионалами в Беларуси становится все больше, желание вполне объяснимое и заслуживающее поощрения. Равно как и расширение фестивальных программ за счет конкурса национальных киношкол, презентации фестивалей-партнеров (среди которых минский «Синема Перпетум Мобиле»). «Победа» примет замечательную программу «Шедевры японского кино. К 120-летию компании «Сётику». К слову, это будут единственные показы «Л» с настоящей кинопленки.
Для киноманов теперь главное — посещать, по возможности, уникальные сеансы. Мастер-классы, показы с участием авторов, фильмы, которые вряд ли попадут в прокат или которые нельзя будет найти на торрентах.
И помните! Событий много. Но! Прекрасней всех Кино.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...