Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Марсианин Марсианин

«Марсианин»: Waiting in the sky

Антон Сидоренко, 14 октября 2015 г.

Человечество готово на все в своем стремлении расширить Землю до пределов Вселенной. Даже на чудовищный риск космических перелетов.

Фантазии и амбиции таких энтузиастов как создатель SpaceX Элон Маск, например, давно преодолели фантазии и амбиции кинематографистов. Последние теперь неожиданно оказались в роли догоняющих, марсианские сводки того же НАСА интригуют сильнее большинства новых фантастических космоопусов. Тем более что большинству их создателей далеко до Стэнли Кубрика.

Большинству, но только не ветерану Ридли Скотту. Его новый фильм один из самых удачных в его карьере и вполне сопоставим с лучшими образцами космического жанра. Основное отличие «Марсианина» от другой фантастики — последней в нем не так-то и много. Почти все, что показано в этом фильме, или уже существует в виде технических разработок или появится в ближайшем будущем. В ближайшем, — в смысле, лет через двадцать-тридцать.

Можно сказать, что герой-астронавт Мэтта Дэймона, которого волей случая коллеги оставили на поверхности Красной планеты, выглядит как наш современник. Что придает фильму особый настрой — «Марсианин» отчего-то воспринимается как настоящее.

Или как недавнее прошлое. Ридли Скотт снял свой фильм так, будто бы выдуманная молодым писателем Энди Уиром история пропавшего астронавта действительно имела место быть. Причем, «Марсианин» — не мокьюментари, стилизация под документ, а полноценное художественное кино, только предельно реалистичное. Можно сказать, в лучших традициях голливудского реализма, который так близок канувшему в лету реализму социалистическому. В «Марсианине» нет плохих парней, хорошие лишь совершают отдельные ошибки. И точно как в лучших советских образцах про отважных покорителей космоса герои не ждут милостей от природы.

Мэтт Дэймон в фильме «Марсианин»
Мэтт Дэймон в фильме «Марсианин»

Основная мысль фильма — затерявшийся на просторах Солнечной системы теперь не одинок. Астронавт Мэтта Дэймона начинает обустраивать марсианскую жизнь отшельника, подобно Робинзону Крузо, используя остатки кораблекрушения. Однако не встречает ни своего Пятницы, ни, тем более, Аэлиты. Марс удручающе пуст и по-научному необитаем. А вот Земля не отпускает своего питомца — в век виртуального общения даже потерпевший крушение астронавт постоянно в контакте с начальством и друзьями.

Скотт снял предельно подробное, очень зрелищное кино во впечатляющем ритме, который не сбивается ни на минуту из заявленных ста пятидесяти. Эта картина — тот редкий случай, когда 3D-эффекты использованы очень умело и фильм с живыми актерами от просмотра в стереоочках только выигрывает.

Режиссер сделал свою лучшую работу со времен «Прометея»: патриотическую, но без пафоса, научную, но в меру популярную, предельно собранную, без лишних эмоций, но не сухую в остатке. Технологический триллер, космический фильм-катастрофа, корнями уходящий в Голливуд семидесятых, когда было снято множество фильмов про спасение экипажей и пассажиров самолетов, поездов и кораблей, в том числе, космических. Хотя ближе всего «Марсианин» к «Аполлон 13» Рона Ховарда, истории вполне реальной космической катастрофы. Недаром многие наивные зрители принимают «Марсианина» за чистую монету. 

Кристен Уиг и Чиветел Эджиофор в фильме «Марсианин»
Кристен Уиг и Чиветел Эджиофор в фильме «Марсианин»

При этом «Марсианин» — кино подчеркнуто американское, деятельное. Его герои почти не рефлексируют, а стараются быть максимально активными. Стоит в который раз отметить умение Ридли Скотта работать с актерами, причем, звездами первой величины. Голливудские знаменитости в «Марсианине» очень точно попадают в образ своих персонажей, полноценно воплощая режиссерский замысел. Но и не теряют себя в кадре.

Причем, вопреки вполне понятным ожиданиям, фильм не стал бенефисом Мэтта Дэймона. Хотя его герой безусловно главный в фильме. Как и многие другие фильмы Ридли Скотта, «Марсианин» может похвастаться очень крутым актерским ансамблем. В нем, действительно, очень сложно выделить кого-то по качеству игры — практически все лица знакомые, но не напрягают

Оригинальный саундтрек Гарри Грегсон-Уильямса в духе пионеров электроники семидесятых романтично-сентиментален и, в то же время, пропитан духом веры в прогресс. Оригинальная электроника разбавлена бодрым диско хитов 70-80-х, среди которых оказалась не только ABBA, но и инопланетянин Дэвид Боуи со своей вечной космической темой.

Именно на эпоху пионерского детства пилотируемой космонавтики, временам, когда публика знала имена космических героев наизусть, намекает «Марсианин». Нет, пачки сигарет «Союз-Аполлон» в кадре не появляются, советских в «Марсианине» вполне успешно заменили китайские. Но общий посыл и вера, что полеты в космос могут нести человечество к лучшему, у Ридли Скотта однозначно ощущаются. Потому что именно в космосе человечество действует сообща и организованно, без оглядки на расовую, национальную и половую принадлежность.

И Донна Самер с Глорией Гейнор ему в помощь.





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия