Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Настройщик Настройщик

2005. И снова о кино

Антон Сидоренко, 27 декабря 2005 г.

Пока вся планета намертво прилипла к телевизорам, с жаром обсуждая, подходит ли Басилашвили на роль Воланда, мы скромно подводим итоги скромного минского киногода.

На излете года минский кинопрокат ошеломил нас мировыми премьерами «Кинг Конга» и нового «Гарри Поттера», «Сломанными цветами» Джармуша и «Приключениями Уоллеса и Громита». Так и должно быть: рождественские и новогодние каникулы — второй по значимости период у прокатчиков после летних каникул. Теперь проблема не в том, чтобы увидеть фильм на большом экране: главное, выкроить из предрождественского и предновогоднего времени несколько часов на поход в кинотеатр.

Итак, главное достижение нашего проката в 2005 году в том, что фильмов постепенно становится все больше и больше. Настолько больше, что даже появился небольшой, но выбор. Однако, чтобы выбирать, приходится путешествовать, да еще и с хронометром в руке, чтобы не опоздать на фильм, который идет в кинотеатре на другом конце города. Хочешь не хочешь, а придется строить в Минске мультиплекс, где можно будет посмотреть сразу несколько фильмов без томительного ожидания или, наоборот, спешки в страхе опоздать на один-единственный сеанс. У нашего зрителя должен, в конце концов, появиться нормальный выбор!

А выбирать в 2005 было из чего. Хотя в Минск фильмы попадают (за небольшим исключением) со значительным опозданием, и желающие всегда могут опередить любую премьеру, посмотрев фильм на пиратском DVD или (что еще проще) скачать его из сети. (Последний способ приобретает все большую популярность с распространением так называемых домашних сетей). Надо ли повторять, что «Кинг Конг» на 17'мониторе выглядит так же нелепо и ущербно, как Петросян в роли капитана Батлера. Но тенденция налицо — прокату следует на голову повысить уровень сервиса и демонстрировать фильмы без большого опоздания, чтобы конкурировать с сетевыми пиратами.

А теперь наши традиционные номинации.

Открытие года

В номинации «Открытие года» фигурируют сразу два минских кинотеатра. Во-первых, это долгожданный «Дом кино», он же «Партизан». Во-вторых, свежеоткрытый «Салют», премьеры которого, по идее, должны осчастливливать жителей Серебрянки. С «Домом кино» все гораздо сложнее. Понятно, что прежнего элитарного киноклуба, который размещался когда-то в Красном костеле, из реанимированного «Партизана» пока не получилось, и, простите за пессимизм, в ближайшем будущем не получится. Тому есть несколько причин, и позвольте подробнее на них в праздничные дни не останавливаться. За несколько месяцев после открытия «Дом кино» представил несколько программ вроде не самых оригинальных мультяшек Берлинского короткометражного фестиваля или Недели казахского кино. Порой в «Доме кино» демонстрируются первым экраном неплохие фильмы, но не совсем понятно, зачем их смотреть именно там, по более высокой цене и в самом конце страшноватого бульвара им.Толбухина, если через неделю фильм пойдет в одном из центральных кинотеатров. Как плюс — самый, пожалуй, на данный момент комфортный зал.

Ветеран года

«Ветераном года» предлагаю считать нашу любимую ежемесячную акцию «Четыре раза по цене двух» или попросту «Киноформат 4х4». Вот уже три с лишним года самые интересные фильмы, как правило, мы видим на его показах в четырех лучших минских кинотеатрах.

Событие года

В этой номинации побеждает кинофестиваль «Лiстапад-2005». По количеству приглашенных (и приехавших!) гостей минский фестиваль наконец-то можно с натяжкой назвать международным. Жаль, что не все гости оказались по достоинству оценены публикой, а в особенности местной прессой. Генеральный директор «Кинотавра», глава «НТВ-профит» Игорь Толстунов, к примеру, жаловался на пустоту и одиночество (!), которые его окружали на минском фестивале.

Кинопокойник года

Традиционную номинацию уверено получает «Беларусьфильм». Увы, но собственное белорусское кинопроизводство находится фактически на нуле. Те несколько фильмов, которые с грехом пополам выпускает наша дышащая на ладан студия, даже для внутреннего проката не годятся по причине крайнего убожества. Ситуацию могло бы спасти производство телесериалов (уровень нашей студии тянет только на дешевое во всех отношениях телепроизводство). Недаром самым в коммерческом отношении успешным фильмом за последние десять лет стал сверхсентиментальный сериал «Подружка Осень», произведенный совместно с питерской студией «Позитив-ТВ» (домашней студией программы «Городок«). Видимо, руководство студии ситуацию понимает и сняло еще два мини-сериала «Три талера» и «Нежная зима», премьера которых пройдет как раз в новогодние дни.

Ситуацию вытягивает кинопрокат с его импортными премьерами. Но и здесь есть свое но: хороших фильмов много не бывает. Пара-тройка громких названий, а потом недели заполненного серым безмолвия.

Разочарование года

Голливуд, похоже, вступает в полосу финансового кризиса, что стал наследником кризиса творческого, который мы наблюдаем уже несколько лет. Мегабюджеты суперблокбастеров уже не гарантируют возврата вложений в четырехкратном размере (именно это соотношение считается показателем прибыльности). Поэтому продюсеры бьют наверняка, используя старые сюжеты или примазываясь к масштабным, не чисто киношным, проектам. Вроде «Гарри Поттера и Кубка Огня», который за своей абсолютной бесполезностью для тех, «кто не читал», становится «Разочарованием года».

Ремейк года

А вот «Ремейком года» становится, конечно же, великолепный «Кинг Конг» Питера Джексона, этого Спилберга двухтысячных. Прокатившись едва ли не по всей истории Голливуда от Орсона Уэллса до Джеймса Кэмерона, Джексон соорудил прекрасное зрелище не для слабонервных и заставил его обсуждать, что является главным показателем успешности кино (для меня, по крайней мере). Но то, что он выбрал для работы сюжет семидесятилетней давности говорит не в пользу Фабрики Грез. Этак скоро до ремейка «Большого ограбления поезда» дело дойдет.

Аттракцион года

Кому из голливудцев в этом году подфартило, так это Роберту Родригесу, который создал замечательный «Город грехов». Если Джексон маскирует новые технологии (и тот, и другой фильм созданы в «синей комнате«) под обычную съемку, то Родригес наоборот всячески играет с изображением, превращая его в замысловатый комикс, совместно с изобретателем «Города грехов» Фрэнка Миллера. В итоге получилось почти авторское арт-произведение, которым не побрезговал крупнейший мировой кинофестиваль.

Премьера года

А вот «Премьерой года» впервые становится российский фильм. «Девятая рота» Федора Бондарчука стала и одной из самых кассовых в нашем прокате. А главное, на фоне остальных российских блокбастеров, вроде «Ночного дозора» или «Боя с тенью», батальная картина Бондарчука-младшего выделяется тем, что создана в духе всеми давно проклятого и забытого реализма, которым так славилось советское кино. И пусть для кого-то от «Роты» повеяло совком, пафос фильма отнюдь не националистический, что очень важно для современной России.

Фильм года

С кино у наших восточных соседей дела в целом идут неплохо. Пускай большинство современных русских фильмов и отличается редким примитивизмом, не дотягивая в большинстве своем даже до современного Голливуда класса «В», но подпитанное дорогой нефтью кинопроизводство в России выдает на гора несколько приличных фильмов в год. Так за звание «Фильма года» в этот раз боролись «Солнце» Александра Сокурова и «Настройщик» Киры Муратовой, которая все-таки больше русский режиссер, чем украинский. В этой очень сложной борьбе гениальной женщины и мужчины победила все-таки гениальная женщина. При всей уникальности «Солнца» фильм Муратовой вызвал гораздо больше эмоций у нашего зрителя. Намеренно гораздо более простой для восприятия, чем предыдущие работы Киры Георгиевны, «Настройщик» вызывает бурю положительных эмоций. Сама Муратова в гостях «Лiстпада» еще раз повторила расхожую мысль, о том, что никакое, даже самое выдающееся искусство не способно ни на йоту улучшить характер человека. Ой, не знаю — не знаю, Кира Георгиевна. Похоже, вы лукавили…

А теперь по традиции лучшие фильмы в минском прокате 2005 года:

«Перевертыши» Тодд Солондз (США)
«Посмотри на меня» Аньес Жауи и Жан-Пьер Бакри (Франция)
«Авиатор» Мартин Скорсезе (США)
«Александр» Оливер Стоун (США)
«Воспитатели» Ханс Вайнгартнер (Германия)
«Царство небесное» Ридли Скотт (США)
«Головой о стену» Фатих Акин (Германия)
«Кровь и кости» Йоити Сай (Япония)
«Скрытое» Михаэль Ханеке (Франция)
«Мандерлей» Ларс фон Триер (Дания)
«Девушка с жемчужной сережкой» Питера Уэббер (Великобритания)
«Бункер» Оливер Хиршбигель (Германия)
«Дитя» братья Дарденны (Бельгия)
и многие другие...





архив

2017: По честной цене

Подводя итоги года, не знаешь, за что браться в самом начале: то ли за ударную работу прокатчиков и дистрибьюторов, то ли за сам репертуар, на любой вкус, язык и, соотвественно, кошелек...

«Квадрат»: Родная планета обезьян

Сказать что-то значительное, а не просто прокричать в темноту кинозала дано немногим. Рубен Эстлунд как раз из тех, кто указывает человеку перед экраном на его недостатки и при этом не читает мораль...

«Убийство в Восточном экспрессе»: Остановился поезд

Новая экранизация предназначена зацепить тех, кому интересней пойти на новую версию хорошо известного детектива, чем на очередную часть приключений супергероев в трико...


Пишите нам
© 2018 redmount
мобильная версия
iPhone-версия