Антон Сидоренко, 5 января 2006 г.
Миллионы баксов потрачены русскими медиамагнатами, чтобы добиться точно такого же эффекта, который вызывала у большинства населения бывшего СССР трэшевая американская сага про семейство Си Си Кэпвелла: всеобщий оргазм и наркотическую зависимость.
Кто там еще продолжает жалко лепетать о кризисе российского кино? Рекламщик и клипач Тимур Бекмамбетов при жаркой поддержке талантливого фантаста Лукьяненко и зомбирующего эффекта «Первого канала» создал самый удачный российский кинопроект последних пятнадцати лет, который без промедления попал в Минск. На один из первых сеансов в кинотеатр «Москва» набился стар и млад. В основном, конечно, млад в среднем возрасте 14±1. Т.е. именно те, кому предстоит активно пользоваться изобретенным телевидением в конце 1990-х киноязыком. Язык этот на 90% состоит из дрожащего глянца-глянца и гламура-гламура, и еще на 10% из мирового опыта пяти предыдущих поколений кинематографистов.
Впрочем, вопрос в том, насколько умело этим языком пользоваться. У Бекмамбетова в «Дневном дозоре» все получилось идеально. В отличие от однотипных по гламурному стилю малобюджетных предшественников вроде «Одиночества крови» Романа Прыгунова или «Гололеда» Михаила Брашинского, или даже «В движении» Филиппа Янковского, «Дневной Дозор» поражает своим царским размахом и безумной изобретательностью. При этом сохраняя все признаки типичного трэша: доминирование картинки над смыслом и безудержный кич, которому позавидовал бы и сам бессмертный изобретатель трэша Эд Вуд, а также его верный московский последователь Егор Кончаловский.
Константин Хабенский и Валерий Золотухин в фильме «Дневной дозор»
Трэш Бекмамбетова в «Дневном дозоре» — не просто трэш, а трэш, возведенный в голливудский абсолют. Продуманное до мелочей месиво безумных аттракционов, награждающие зрителя исключительно Дневной дозор за внимательность, но никак не за работу головного мозга. В любом случае, темп задан такой, что переварить увиденное успеваешь только после выхода из зрительного зала. Бекмамбетов и его команда доказали «Дневным дозором», что трэш вполне съедобен, главное, знать, как его приготовить. Егор Кончаловский когда-то в своих «Антикиллерах» выбрал верную стратегию для создания задуманного примитива — раскрученную масс-медиа современную литературную основу и ансамбль сверхизвестных актеров на неожиданных ролях.
Но сыну создателя реалистского шедевра «Ася Клячина» не хватило мастерства и таланта повара, чтобы приготовить столь пикантное блюдо. У Бекмамбетова таланта неизмеримо больше: в «Дозорах» все ингредиенты на своих местах. А вторая часть отличается еще и чем-то, отдаленно напоминающим авторский вкус, как ни похабно это звучит в отношении трэша. В какой-то степени «Дневной дозор» это уже арт-трэш по сравнению с поп-трэшем «Дозора» ночного. Бекмамбетов добился интересного эффекта, который иногда используют создатели одежды Haute Couture: дорогие вещи выглядят как дешевые поделки. Дешевизна — главная примета трэша. Стоивший миллионы баксов «Дневной дозор» при всей своей грандиозности наивен как рекламный ролик с бюджетов в триста долларов. И в этом самый главный кайф «Дозора». Наверное, этим он и нравится зрителю.
Римма Маркова в фильме «Дневной дозор»
Юный зритель минского кинотеатра «Москва», точно как и ваш покорный слуга, встретил бурное начало «Дневного дозора» с открытым ртом, который не закрывался от восторга до конца сеанса. Упаковки от чипсов и остальной дряни зашуршали лишь на минуте двадцатой и то несмело, как бы дежурно: все-таки кино несерьезное, «мусорное». Не удержался и я, откупорив пакетик каких-то мимизюлек. Но жевать на «Дневном дозоре» некогда. Действие до предела спрессовано и энергонасыщено в духе напитка «Burn». Кстати, о пресловутом продакт-плейсмент. Ко второму дозору продюсеры научились впиндюривать в кадр скрытую рекламу не так агрессивно. И известный всем кофе, и автомобиль народной корейской марки глаза не мозолят. А очередное российское пиво нижесреднего качества и сок «Злой» играют собственные маленькие роли и не без юмора, как можете увидеть.
Бекмамбетов с Лукьяненко и в целом не лишены доброго, постсоветского чувства юмора, корни которого затерялись где-то в глубоко в произведениях братьев Стругацких. «Дозоры» выглядят голливудской пародией на бессмертный хит всех МНС всех НИИ в СССР «Понедельник начинается в субботу». В позапрошлом году лобастые обозреватели умных московских еженедельников долго рассуждали, а не слишком ли привлекательно Зло в произведениях Лукьяненко-Бекмамбетова? И вправду, после 1991 года с моральными ценностями у нашей молодежи стало что-то не то. Но если вспомнить идейных предшественников «Дозоров» — уже упомянутую сказку Стругацких и недавно вновь прошумевших «Мастера и Маргариту» — у сегодняшнего трэша обнаружатся глубокие культурные корни. Эпопея с «Дозорами» — это просто трэш-версия романа М.А.Булгакова. (Кстати, насколько выигрышней смотрелся бы великий роман в исполнении Бекмамбетова?! «Первому каналу» стоит подумать лет через пять.) В мире ничего не бывает нового — многие средневековые поделки выглядят как самый настоящий наивный трэш рядом с совершенством образцов античного искусства. Но, как мы знаем из дальнейшей истории, без кажущегося примитива Средневековья не было бы и божественного совершенства Ренессанса.
Алексей Чадов и Жанна Фриске в фильме «Дневной дозор»
«Дозор» кажется регрессом лишь для академически настроенных киноведш. Для актеров, занятых в фильме, их ярко вычерченные образы, возможно, важнейшие в карьере. Правда, скорее в финансовом смысле. Но для незнакомых поколению двухтысячных Владимира Меньшова и Валерия Золотухина их участие в «Дозоре» как для брахмана второе рождение. (С Фриске, ясен перец, и так понятно, что эта главная роль ее блестящей жизни). Константин Хабенский блестяще справляется с образом «маленького человека», случайно ставшего заложником больших сил, разгулявшихся на постсоветском безвластье. Его молодая партнерша Мария Порошина слишком похожа на Елену Яковлеву, чтобы могла считаться действительно новым лицом русского трэша. А вот Галина Тюнина и Алексей Чадов выглядят очень естественно, будто и в жизни вампиры-волшебники. Не хуже Завулона — Виктора Вержбицкого, этакого Воланда в стиле унисекс, успевшего засветиться в прошлом году еще и в «Турецком гамбите».
День Рождения малолетнего Егора Городецкого — еще одна связь с Булгаковым, который просто не додумался пригласить Верку Сердючку, а также остальных персонажей московской тусни на бал Воланда. Как следует из «Дневного», многие персонажи вроде Никаса Сафронова и А. К. Троицкого просто мечтают попасть на дьявольское диско. (А Ю. Айзеншпис после съемок на него и попадает). Что ж, гламурные персонажи очень натуральны в роли гостей Сатаны. Особенно Сергей Шнуров.
Владимир Меньшов в фильме «Дневной дозор»
Но все же главную роль в «Дневном дозоре» исполняет не человек, а город. Неоновая столица современной России выглядит очень фактурно со всеми своими торговыми рядами и забегаловками. В Лондоне или Нью-Йорке история с Дозорами так бы не смотрелась. Обмороженные московские улицы сами по себе аттракцион посильнее «Фауста» Гете (еще одного, кстати, предшественника и Булгакова, и Стругацких с Лукьяненко). Азиат Бекмамбетов прекрасно чувствует азиатское нутро Москвы, то наряжая ее в фальшивые бриллианты реклам, то разоблачая, заваливая грудами сумрачного мусора. Как поют «Rammstein» в своем бессмертном хите — «Moskva, ты старая шлюха, рядящаяся в молодые одежды».
Москва в «Дневном дозоре» похожа на Содом и Гоморру, поэтому никто особо не расстраивается (в том числе режиссер), когда наступает Конец Света. Русские киношники разрушают свою столицу без всякого пиетета и любования, как, скажем, разрушали бы Нью-Йорк в Голливуде. Варвару-азиату Бекмамбетову ближе степи, заполненные войсками Тамерлана, чем образец советского трэша — сталинские высотки или гостиница «Космос». Кстати, заметьте, продюсеры с Первого канала не решились поломать в кадре ни Кремль, ни Белый дом, вероятно опасаясь реакции своих хозяев. А вот главный русский наркотик — Останкинскую телеиглу — поломали со злорадством и смаком.
Основная претензия зрителей к «Дневному дозору» — те, кто не читал книги, многое не поняли. Трэш тем и хорош, что не заставляет много думать или, даже, следить за развитием сюжета. Он заставляет или наслаждаться ловко скроенным зрелищем, или плеваться от бездарности создателей. В русском кино главные интеллектуалы давно занимаются преимущественно некрофилией. «Дневной дозор» — главная надежда русского кино, потому что он до безобразия витален. В нем есть живая природная сила, которая была, наверное, только у воинов Чингисхана и Тамерлана, и которую привнес в завялый русский гламур варвар Тимур Бекмамбетов. «Дневной дозор» — это те грядущие гунны, которые освежат новым языком кровь постсоветского кино. Для белорусской студии, которая последние годы выпускает именно трэш, это может быть добрым знаком.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...