Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Статский советник Статский советник

«Статский советник»: Статский цирюльник

Антон Сидоренко, 4 июня 2005 г.

Фильм Филиппа Янковского напоминает бракованную копию творения Никиты Михалкова. Что неудивительно, ведь даже в титрах самое почетное место занимает «Художественный руководитель Михалков», а не какой-нибудь там «режиссер Янковский».

Красивый мальчик Фил Янковский в олигархические девяностые довольно успешно занимался рекламой всякой дребедени, а потом взял и сделал всех удивившую картину «В движении», где мармеладный глянец поколения «золотых детей» (Федя Бондарчук, Саня Стриженов, Жора Михалков и др. «даун-хаузы») засиял под совсем другим, непарадным углом. Успех творческий, по-видимому, не означал серьезного финансового, и начинающего режиссера с очень громкой фамилией решили взять в качестве постановщика громкого кинопроекта. Тупого, но прибыльного.

«Статскому советнику» далеко до честного успеха первого фильма Янковского. Огромное костюмное действо напоминает скорее рабочий киноматериал, чем готовый продукт. Беспрерывный калейдоскоп убийств, сыщиков и террористов мелькает с такой скоростью, что верно сориентироваться в нем может только читавший сам роман, а для нечитавших (которых, должно быть, в кинозале немало) только и остается считать мелькающих на экране знаменитостей: Меньшиков, Бондарчук, Хабенский, Миронова, Михалков

То, что режиссер на съемках «СС» играл не самую главную роль, заметно по качеству самой картины и по количеству денег, угроханных на ее рекламу. Ведь перед нами ни что иное, как очередная серия новомодного проекта под смачным названием «Русский блокбастер». А русский блокбастер, как известно, штука безжалостная и беспощадная… Берет больше шумом, поднятым прикормленными СМИ (об истинном качестве «СС» в солидной московской прессе, всегда такой ёрнически-принципиальной к голливудской продукции, ни слова) и демонстрацией в программе «Время» толп зрителей, жаждущих насладиться очередным отечественным «шедевром». Писатель Акунин со своим уже полузабытым романом в формуле успеха закономерно занимает последнее место. Все равно авторы фильма особо не утруждали себя бережным отношением к литературному первоисточнику, ограничившись приглашением на роль сценариста самого Акунина, который уже неоднократно признавался, что в написании сценариев ни бельмеса не понимает.

Олег Меньшиков и Эмилия Спивак в фильме «Статский советник»
Олег Меньшиков и Эмилия Спивак в фильме «Статский советник»

Все, что Акунин смог предложить для постановки, — сокращенную версию текста своего творения, годящуюся скорее для очередного многосерийного мыла «Первого канала», чем для большого экрана. За кадром остался (как и в предыдущих экранизациях) и фирменный ироничный стиль, и политически-историческая подоплека, и многочисленные литературные аллюзии: от Достоевского до братьев Вайнеров. «Турецкий гамбит» Джаника Файзиева в этом отношении выглядит гораздо достойнее: задуманный Акуниным жанр шпионско-авантюрной истории там был выдержан на 100%. Политический детектив «Статский советник» под «творческим руководством» Н. Михалкова почему-то превратился в бесформенную и в общем-то бессмысленную историю с копошащимися под объективом невнятными фигурами в мундирах конца ХIХ века.

«Творческое руководство» в некоторых местах напоминает уж прямое копирование последнего громкого творения «Никиты-бесогона» (как Н. С. Михалков себя назвал на прошлогоднем съезде российских кинематографистов). Первый кадр «СС» с дымящим паровозом, отважно бороздящем просторы бескрайней России, — явная цитата из «Сибирского цирюльника», как и кадр с золоченными куполами на фоне Соборной площади московского Кремля, на которую, кажется, вот-вот вступят парадные шеренги юнкеров. Не знаю, что подразумевали этими цитатами Михалков с Янковским, но никакого смысла в этом копировании не наблюдается.

Никита Михалков и Алексей Горбунов в фильме «Статский советник»
Никита Михалков и Алексей Горбунов в фильме «Статский советник»

Никита Михалков, тем не менее, внес свой положительный вклад в 18 миллионов «зеленых» (неокончательная цифра), триумфально собранных прокатчиками на «СС». На фоне замороженно-заторможенного (а как же иначе? роль-то Фандорина в сценарии абсолютно не прописана) Олега Меньшикова князь Пожарский (Глеб Георгиевич Жеглов александровской империи) в исполнении народного Никиты всея Руси смотрится куда как выигрышно и создает хоть какой-то оживляж. Остальные неплохие актерские работы вроде роли начальника филеров в исполнении Михаила Ефремова или страшного террориста Рахмета (Алексей Горбунов, лучшая роль во всем фильме) оказались совершенно затерты благодаря невнятной режиссуре. Про намозолившего глаз Константина Хабенского и говорить не буду. Артист он замечательный, но в данном случае сам факт приглашения Хабенского на роль железного террориста Грина был явным перебором со стороны продюсеров.

Самое интересное, что роман Акунина удивительно современен на фоне путинской империи, до боли напоминающей империю Александра III. Дело даже не в полумифических террористах с Кавказа, а в том напряжении, что неуловимо витает в больном обществе и грозит в конце концов прорваться огромным зловонным нарывом. Боевая Группа Грина и Иглы уж очень напоминает каких-нибудь нацболов или акээмовцев, загнанных в подполье, и готовящих очередную провокацию на Красной площади. Но авторы «СС» старательно уходят от элементарного вопроса, который возникает у любого зрителя и который замечательно растолкован в книге: а зачем террористам понадобились все эти бомбы и убийства? Почему Народный артист Республики Беларусь Ростислав Иванович Янковский, он же губернатор Храпов, падает, сраженный кинжалом, в первых же кадрах картины?

Из «Статского советника» мог бы получиться хороший политический триллер, или классный нуар, или просто занимательный детектив. Но получилось то, что могло получиться в существующих обстоятельствах — «русский блокбастер», который, собрав немереные бабки, через несколько месяцев канет в небытие, уступив место следующему «шедевру» недоразвитого российского голливуда.





архив

2017: По честной цене

Подводя итоги года, не знаешь, за что браться в самом начале: то ли за ударную работу прокатчиков и дистрибьюторов, то ли за сам репертуар, на любой вкус, язык и, соотвественно, кошелек...

«Квадрат»: Родная планета обезьян

Сказать что-то значительное, а не просто прокричать в темноту кинозала дано немногим. Рубен Эстлунд как раз из тех, кто указывает человеку перед экраном на его недостатки и при этом не читает мораль...

«Убийство в Восточном экспрессе»: Остановился поезд

Новая экранизация предназначена зацепить тех, кому интересней пойти на новую версию хорошо известного детектива, чем на очередную часть приключений супергероев в трико...


Пишите нам
© 2018 redmount
мобильная версия
iPhone-версия