Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Вместе Вместе

«Вместе»: Параллельный Лукас

Антон Сидоренко, 13 июня 2005 г.

«Вместе» — не самый обычный фильм. Элементарный, без дорогих аттракционов, он оставляет самые приятные и глубокие эмоции, которых от большинства других фильмов не дождешься.

Лидеру современного шведского кинематографа Лукасу Мудиссону удается снимать очень простое по форме, но очень богатое по содержанию кино, о котором еще долго говорят критики и зрители. В русскоязычном мире Мудиссон стал по большему счету известен после «Лили 4ever» — очень жесткой натуралистичной картины о судьбе обманутой девушки, насильно принужденной к занятию проституцией. Оксана Акиньшина — молоденькая подружка матерщинника из группы «Ленинград» Сергея Шнурова — сыграла у Мудиссона одну из самых главных ролей в своей жизни, продемонстрировав безрадостную судьбу постсоветского поколения, которое нюхает клей. А на мировом кинонебосклоне шведский режиссер засиял сразу после своего дебюта «Fucking Omol» (в родном прокате обогнал «Титаник»), в котором живоописал все «ужасы» скучнейшей провинциальной жизни Скандинавии.

Фильм «Вместе», который в рамках недели шведского кино демонстрируется в Минске, наверное, пока самый лучший из всех четырех в карьере Мудиссона. Действие этой ностальгической картины происходит в 1975 году в коммуне хиппи, которую вполне можно назвать «шведской семьей»: несколько семейных пар, объединенных идеалами социализма, ведут совместное существование под одной крышей. В этой большой семье-коммуне, которая так и называется «Вместе», очень вольные нравы, свободная любовь, вегетарианство, запрет на кока-колу, в общем, теперь таких коммунаров зовут «антиглобалистами». А главный антиглобалист — сам режиссер с неприличной для русского уха фамилией. Мудиссон восторгается канувшей в прошлое эпохой 1960-70-х, считая людей того времени гораздо более открытыми, духовно сильными и разнообразными, чем теперешние человеки. Но смысл фильма оказывается вовсе не в занудном левацком морализаторстве.

Кадр из фильма «Вместе»
Кадр из фильма «Вместе»

Швеция — одна из немногих стран на изрытой последствиями глобализма поверхности Земли, которой пока еще удается замечать каждого конкретного человека с его мелкими проблемами. Шведское кино, как и в первые десятилетия своего существования, в домашнем, камерном стиле рассказывает о внутреннем мире Homo Sapiens и о его внутривидовых взаимоотношениях. Как и в лучшие времена Ингмара Бергмана шведы снимают кино, которое выполняет психотерапевтическую роль. Удивительно, но нам постоянно нужно напоминать о необходимости доброго отношения к близким, ценности традиционной семьи, важности простого человеческого общения. Современный Голливуд, не говоря уже о кино бывшего СССР, очень редко интересуется подобными вопросами. А уж если интересуется, то чересчур топорно и прямолинейно. Мудиссон при помощи дрожащей ручной камеры и крупных планов, напоминающих о триеровской «Догме», сотворил маленький шедевр психологического кино.

«Я не люблю современный мировой порядок. Мне ненавистно поклонение деньгам — и в кино, и в политике, и в жизни», — говорил Лукас Мудиссон после премьеры своего фильма в 2000 году. Действительно, он пытается выстроить свой, параллельный глобальному голливудскому, мир, где нет власти денег, нет бедных и богатых, все люди братья etc. О таком мире мечтают многие, но немногим удается в него попасть. «Вместе» — это хороший шанс на два часа попасть в гуманитарную утопию, где любовь и согласие достигнуты не путем тотальной лоботомии CNN и BBC, а заслуженно выстраданы и завоеваны, пускай только в масштабах одной-единственной кухни.





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия