Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Нимфоманка: Часть 1 Нимфоманка: Часть 1

2014: Лента за лентой

Антон Сидоренко, 31 декабря 2014 г.

Минувший год за всей его катастрофичностью (о, что грядущее еще готовит?..) оказался удивительно интересным с точки зрения кинематографических событий. Минский прокат словно воспрянул от спячки и кроме тяжеловесных голливудских блокбастеров смог предложить какое-то количество весьма интересного кино, причем не только арт-хаусного.

Хорошее кино в 2014 не ограничивалось одним «Лiстападом», хотя Минский Международный кинофестиваль и в этот раз предложил чрезвычайно увлекательную игровую и документальную программу. Интересные фильмы в этом году в Минске выходили на большом экране едва ли не каждую неделю и не только в паре центральных кинотеатров. Кроме того, одними кинотеатрами дело не ограничивалось — примечательные показы проходили в музеях (в первую очередь, разумеется, в нашем любимом Музее истории белорусского кино) и других площадках, где люди собираются вместе, для того чтобы не только посмотреть, но и пообщаться.

В общем, одними торрентами в Минске дело не ограничивалось, что и предлагаем считать главным достижением 2014-го. Не ограничивалось дело и просто показами чужого. В этом году у нас показывали и свое. Причем, полнометражное. Цифровая революция и любовь к киноискусству приводят к тому, что все больше и больше молодых белорусов хотят оказаться не только по эту сторону экрана. И, самое интересное, оказываются: несколько раз в этом году минский кинопрокат предоставлял возможность белорусским наследникам Эда Вуда попробовать свои силы на широком зрителе. Зритель самопальные извержения начинающих дарований демонстративно игнорировал, но лиха беда начало.

Открытие года

Между тем, один из новичков, чей фильм презентовали столичной публике как раз в стенах Национального Художественного музея еще в февральские морозы, оказался тем самым «Открытием года» по версии «КиноЧтива». Относительно недавно освоившая ремесло документалиста Анастасия Мирошниченко своими собственными силами сняла фильм о гомельском художнике Валерии Ляшкевиче и завоевала самые большие международные награды для белорусского кино в 2014-ом. «Перекресток» — не просто хорошая картина. Работа Анастасии Мирошниченко еще раз доказала, что в современном мире кино должно быть чем-то большим чем просто кино. По сути, «Перекресток» — это социальный краундфандинговый проект по помощи одинокому бездомному человеку и съемки стали только хорошим поводом сделать доброе дело.

Собственно, именно документалисты по сложившейся традиции не ударили в грязь лицом и поддержали реноме национального кинематографа в этом году. Жаль, что в Минске, за исключением того же «Лiстапада» документалистику на большом экране было почти не видно. Куда-то запропастился «Клуб документального кино» в «Центральном», игнорирует отечественную документалистику реанимированная «Ракета». Хотя все игровые премьеры того же «Беларусьфильма» получали возможность состязаться с Голливудом за кошельки и сердца минчан в кинотеатрах на равных. Но в свой юбилейный, 90-й, год белорусское кино все еще находилось, аккуратно выражаясь, в перспективном состоянии, обещая приятно удивить когда-нибудь потом, но не сейчас.

Кинотеатр года

Из хороших событий. В Минске появились новые кинотеатры, которые по виду уже ближе к тому заведению, которое во всем мире принято называть мультиплексом. Причем, кинотеатры частные, которые, по идее, должны составить конкуренцию муниципальному кинопрокату. Что, в свою очередь, должно послужить только на руку зрителям-минчанам. Так что «Кинотеатрами года» стали они, совсем новые, с попкорном, встроенные в торговые центры и паркинги. Надеемся, их посетители будут заходить в кинозалы не только в перерывах между гамбургерами и примерками.

Проект года

«Проектом года» следует считать, разумеется, «Синемаскоп». Его неутомимые организаторы Георгий Глик и Ольга Надольская каким-то непостижимым образом умудрились практически на чистом энтузиазме организовать целый ряд удивительных и даже уникальных показов и ретроспектив. А обновленная «Ракета» и в особенности ее малый зал стали настоящим центром притяжения для минских киноманов.

Сенсация года

«Сенсацией года», безусловно, стоит считать выход на большой экран в Минске «Жизни Адель» Абделатифа Кешиша и «Нимфоманки» Ларса фон Триера — одних из самых интересных премьер года. Еще несколько лет назад такому кино большой экран в Беларуси был бы заказан. Но что-то необратимо меняется даже в странах с самыми строгими моральными устоями. Что самое важное, зритель оценил фильмы по достоинству и не стал зацикливаться только на сценах с обнаженными актерами. Вырос наш зритель)

Антикино года

Недельный прокат в «Доме кино» «Трудно быть богом» Алексея Германа стал событием сам по себе. Образцовое «Антикино года», после которого в истории киноискусства казалось бы стоит поставить точку, многих оставило в откровенном недоумении. Но его показ на большом экране позволил составить о фильме собственное мнение. Что в данной ситуации самое важное.

Режиссер года

Если почти трехчасовое полотно Алексея Германа — едва ли не самое сложносочиненное в истории кино, то «О лошадях и людях» Бенедикта Эрлингссона (привезенный в Минск все тем же «Синемаскопом») — прекрасный образец простого и ясного режиссерского почерка, обладатель которого вполне заслуживает звания «Режиссера года». Малоизвестный ранее Эрлингссон делит почетное звание лучшего режиссера с самим Нури Бильге Джейланом. «Зимняя спячка» Джейлана длится даже более трех часов, но заинтересованный зритель этого не замечает.

Шедевр года

Два безусловных «Шедевра года» — «Выживут только любовники» Джима Джармуша и «Внутри Льюина Дэвиса» братьев Коэнов. Эти великолепные ленты возвращают уверенность в то, что авторское кино не только не осталось в славном прошлом, но может быть вполне интересным для зрителей из будущего. В смысле того будущего, которое уже наступило.

Блокбастер года

А уверенность и традиционное почетное звание от КиноЧтива «Блокбастер года» внес никто иной как Бен Стиллер и его режиссерская работа «Невероятная жизнь Уолтера Митти». Эта яркая картина, как говорится, и уму, и сердцу. А еще она в меняющем на глазах жизненный и технологический уклад мире выглядит очень актуальной, как по форме, так и по содержанию. И, вообще, отличается от большинства нынешних голливудских картин в лучшую сторону.

Фильм года

Хотя, когда фильм Бена Стиллера открывал киногод, мы еще не знали, что будем завершать его в совсем иной атмосфере. Картина «Побудь в моей шкуре» Джонатана Глейзера, как и наша сегодняшняя жизнь, ставит куда больше вопросов, чем дает на них ответов. Фильм Глейзера удивителен и непредсказуем, очень сложно отобразить ту гамму эмоций, которые он вызывает. И то, что эмоции это сложные и не совсем солнечные не мешает символично объявить работу Глейзера «Фильмом года». 

А сейчас просто самые лучшие фильмы в минских кинотеатрах в этом году по мнению автора «КиноЧтива» (в алфавитном порядке).





архив

2017: По честной цене

Подводя итоги года, не знаешь, за что браться в самом начале: то ли за ударную работу прокатчиков и дистрибьюторов, то ли за сам репертуар, на любой вкус, язык и, соотвественно, кошелек...

«Квадрат»: Родная планета обезьян

Сказать что-то значительное, а не просто прокричать в темноту кинозала дано немногим. Рубен Эстлунд как раз из тех, кто указывает человеку перед экраном на его недостатки и при этом не читает мораль...

«Убийство в Восточном экспрессе»: Остановился поезд

Новая экранизация предназначена зацепить тех, кому интересней пойти на новую версию хорошо известного детектива, чем на очередную часть приключений супергероев в трико...


Пишите нам
© 2018 redmount
мобильная версия
iPhone-версия