Антон Сидоренко, 24 ноября 2014 г.
Последние лет пятнадцать как на экране, так и на книжных полках доминирует ненаучная фантастика. Фэнтези потеснило сайнс-фикшн, что вполне предсказуемо для иррационального поколения детей и внуков строителей развитого индустриального общества.
Нашумевший «Интерстеллар» — привет именно тому, индустриальному, оставшемуся на страницах Ивана Ефремова и Роберта Хайнлайна со всеми своими машинами и роботами, миру. Относительная молодость постановщика Кристофера Нолана не должна сильно смущать: картина относится к числу тех проектов, которые задумываются и управляются выходцами из Нового Голливуда. Тем самым поколением, которое пришло в кино в семидесятые и продолжает управлять этим по-прежнему огромным, глобализированным и рассчитанным на людей с художественным развитием пятилетнего ребенка миром.
Недаром первоначально проект предназначался под режиссуру самому Стивену Спилбергу, одному из создателей современного Большого Голливуда. Явления, которое в последнее десятилетие явно начало сдавать обороты и постепенно перетекать в более молодую, но очень креативную индустрию телевизионных сериалов.
Мэттью Макконехи, Макензи Фой и Тимоте Шаламе в фильме «Интерстеллар»
Фильм Нолана в состоянии привлечь в кинозалы самых заядлых поклонников персональных экранов. И в самом деле, сделанный с большим размахом и пафосом, этот киноатракцион отличается как масштабом сюжета, так и отличными визуальными решениями. Которые, правда, нельзя назвать оригинальными: концепция фильма построена именно на возвращении в славные времена первых покорителей космоса и расцвета сайнс-фикшн.
Как оказалось, психоделическая космическая романтика отлично смотрится в декорациях антиутопии, окрашенной в научные тона. В том что Кристофер Нолан — мастер создания современной антиутопии на экране, никто не сомневался. Его ситуации как всегда вполне правдоподобны, а герои симпатичны и в меру несчастны. Вот, как герой великолепного Мэттью Макконахи, специализирующийся на кукурузе фермер, которому выпала задача, ни много ни мало, спасти целое Человечество.
Показательно, что спасение это лежит не в поиске иных, более обеспеченных природными ресурсами миров и не во встрече с более развитой и, как следствие, более мудрой цивилизацией. А в разборках с самим собой, своей собственной личностью и внутренними ценностями. В этом смысле братья Ноланы (младший, Джонатан, еще и главный автор сценария картины) пытаются быть соразмерными зрителю в зале, и так впечатленному видами дальнего и ближнего космоса на экране. И, надо сказать, авторам «Интерстеллара», так или иначе, удается не оторваться от тяжелой фермерской почвы, не выйти за пределы книжной полки среднего обывателя, которая играет в фильме подчеркнуто особенную роль.
В этом смысле «Интерстеллар» ни в какие подметки не годится тем великим экранизациям фантастики, с которыми сравнивают ленту Кристофера Нолана. Несмотря на очевидные и намеренные отсылки к шедевру Стенли Кубрика (в том числе в музыке Ханса Циммера, которая явно намекает на «Заратустру» Рихарда Штрауса), картина Нолана, в сущности, лишь очень удачный (по теперешним временам), но отнюдь не прорывной набор зрелищных аттракционов, объединенных нарочито пафосными диалогами.
Энн Хэтэуэй и Уэс Бентли в фильме «Интерстеллар»
Семья — культовое для американцев, следовательно, для Голливуда, понятие, основная часть так называемой Американской Мечты, к построению которой кинематограф приложил едва ли не самое главное усилие, в «Интерстелларе» одна из составляющих частей действия. Ноланам-сценаристам удалось отправить героя в далекий космос таким образом, чтобы он не смог никуда уйти от своих родных. А Человечеству в итоге всех перипетий сюжета пародоксальным образом удается все-таки остаться в своей колыбели.
Избалованное дигитальными технологиями новое поколение зрителей также не желает покидать свою колыбель и встречаться с чем-то неведомым и необъяснимым, в том числе в искусстве. Сидеть в старом книжном шкафу куда уютнее. Поэтому Нолан, по его собственному признанию, вдохновлялся тем классическим, к чему все привыкли, и выходить за пределы чего слишком рискованно.
С художественной и технической точки зрения придираться к «Интерстеллару» совершенно бессмысленно. Это кино — та сумма технологий, которая накапливается десятилетиями. Апофеоз, но, вместе с тем, и признак забуксовавшей системы, которая смотрит не вперед, а назад. Хотя в картине и поднимается вполне актуальный вопрос экологического будущего и истощимости ресурсов нашей планеты, он вполне укладывается в страх представить себе будущее, который напрочь отсутствовал у фантастов середины прошлого века.
«Интерстеллар» отсылает зрителя к временам появления мультиплексов и полетов первых космических челноков, когда сочетание «звездные войны» означало не только фильм Джорджа Лукаса. А аппаратура и оборудование, которыми пользуются в кадре персонажи «Интерстеллара», выглядят так, будто собраны в гараже, соседнем с тем, в котором Джобс и Возняк придумывали свои первые модели. Включая довольно остроумного робота-ноги-тумбочки, явной отсылки к роботам из лукасовской звездной эпопеи (Или робота Бармалея из «Через тернии к звездам» Ричарда Викторова). В общем, «Интерстеллар» довольно навязчиво призывает вспомнить о великолепии космической кинофантастики семидесятых-восьмидесятых.
Джессика Честен в фильме «Интерстеллар»
Любопытно, что такая попытка за последние годы предпринимается не впервые. «Луна 2112» Дункана Джонса и «Аполлон 18», спродюссированный Тимуром Бекмамбетовым были даже более интересными с точки зрения сюжета и художественного решения. Не говоря уже о абсолютно прогрессивном «Пекле» Денни Бойла, сравнение с которым будет совсем не в пользу Кристофера Нолана.
При всем желании последнего поднапустить научного туману, в «Интерстелларе» пародоксальным образом отсутствует свободное пространство для зрительских эмоций и фантазий. Которое как раз-таки было в упомянутой «Космической одиссее». Впрочем, к каждому новому барьеру познания человечество подходит интуитивно, осознав непостижимость пространства вовне.
«Следующий шаг человечества станет величайшим» — гласит рекламный слоган фильма. В человечестве еще можно сомневаться, но в том, что большому Голливуду в ближайшее время придется совершить прорыв, чтобы окончательно не забуксовать в самоповторах достижений сорока-тридцатилетней давности, сомнений никаких.
Что касается самого Кристофера Нолана, то, безусловно, именно он сейчас становится для Большого Голливуда Режиссером №1, каким в прошлом десятилетии был Питер Джексон, а до него пресловутые Спилберг с Лукасом. Другое дело, что в мире развлекательного кино сейчас предстоят очередные изменения, и насколько долго воцарится Нолан на Голливудском Олимпе, пока неизвестно.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...