Антон Сидоренко, 20 ноября 2014 г.
Эстонца Ильмара Раага пригласили в Россию именно как специалиста по камерному кино, которое, однако, привлекает внимание миллионов.
Необыкновенно скромная по бюджету картина Раага «Класс» лет пять назад неожиданно, без рекламы и особой шумихи в среде критиков, стала хитом на постсоветском пространстве. Весьма правдоподобная история о подростковой жестокости успешно расходилась с торрентов, доказав тем самым, что успех вовсе не в большом бюджете или громких актерских именах.
«Я не вернусь» — явная попытка использовать ту же формулу подростковой драмы с социальной подоплекой. Роуд-муви, в которое режиссер попытался упаковать сюжет своей новой ленты, — главный и самый благодатный жанр российского кино. Бескрайние просторы огромной страны внушают вдохновение и располагают к самым разнообразным трактовкам. Драматургов Ярославу Пулинович и Сергея Газе, а также самого Раага они вдохновили на рассказ о молодой девушке и ее юной спутнице, которая вынуждена бежать от шестеренок репрессивной машины правосудия.
Героини Полины Пушкарук и Вики Лобачевой бегут автостопом через всю огромную страну из Питера к призрачной казахстанской бабушке. Подобным же образом, только наоборот, с юга на север, передвигался герой фильма Сергея Бодрова-старшего «С.Э.Р.» («Свобода Это Рай»). Но только у Бодрова-старшего получился не только фильм, но и документ времени. А многообещающий в первых кадрах новый фильм Ильмара Раага оборачивается в итоге довольно простецкой мелодрамой.
Полина Пушкарук в фильме «Я не вернусь»
Авторы фильма так крепко уцепились за форму путешествия, что роуд-муви в картине Раага успешно побеждает социальную драму, а вместе с ней всякую попытку быть правдоподобным. То есть, исчезло именно то, чем и брал зрителя снятый Раагом в Эстонии «Класс». Интонация в «Я не вернусь» как-то быстро срывается в сторону сентиментальности. Зрителю предлагают умилиться дружбой сведенных общей судьбой двух девочек, и зритель в самом деле умиляется: к примеру, на фестивале восточноевропейского кино в германском Коттбусе зал (наполовину из бывших жителей бывшего СССР) наградил «Я не вернусь» бурными аплодисментами.
Но за трогательными историями брошенных и обманутых детей не оказывается второго плана. Авторы фильма претендуют на то, чтобы сказать что-то не только о своих героинях, но и об обществе в целом. Однако, заявленной цели не достигают, ограничиваясь вырванными из контекста, и, в общем-то, не особо правдоподобными типажами с большой дороги.
Кроме того, создается впечатление, что сценарий «Я не вернусь» дописывали впопыхах, особо не беспокоясь о качестве материала. Начало фильма вполне удачное и многообещающее. Но вторая половина изобилует драматургическими провалами и шаблонами. Сюжет становится пугающе прямым и предсказуемым, фактически, перечеркивая всю интригу. Целые сюжетные линии и персонажи пропадают бесследно.
Виктория Лобачева в фильме «Я не вернусь»
Забавно, что в производстве «Я не вернусь» свою долю имеет и наш «Беларусьфильм». Собственно, именно этим обстоятельством и объясняется тот факт, что картина продюсера Сельянова и режиссера Раага открывала в этом году ставший в последние годы эстетским минский МКФ «Лістапад». «Я не вернусь» — копродукция нескольких стран. Но если казахстанский вклад в бюджет фильма хорошо заметен в виде целой сюжетной линии бабушки, а также добрых казахов, стремящихся подкормить в вагоне бедную девочку (чувствуется рука местных копродюсеров!), то про белорусский сказать почти нечего.
Белорусская часть съемок приходится как раз на поездку главных героинь автостопом по трассе. Но за исключением нескольких в буквальном смысле слова промелькнувших минских актеров, (запоминается, пожалуй, лишь Виктор Васильев, в маленьком эпизоде продавца-педофила) со страной — одной из сторон копродукции фильма, «Я не вернусь» в итоге в кадре практически ничего не связывает.
В любом случае, сильно огорчаться последнему обстоятельству не следует. Поучаствовав в ряде фестивалей в качестве фона для настоящих фаворитов, фильм Ильмара Раага вряд ли станет и чемпионом проката. Усидеть на двух стульях в данном случае не получилось — полученной свободой еще надо уметь распорядиться.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...