Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Ида Ида

«Лістапад»: Семь вопросов про «Лістапад-2013»

Антон Сидоренко, 30 октября 2013 г.

1. Что? Где? Когда?

Минский Международный кинофестиваль состоится с 1 по 8 ноября 2013 года в двадцатый раз. Но, по сути, с 1994 года он минимум три раза серьезно менял свой облик. Сейчас «Л» представляет собой недельный смотр нескольких десятков ярких, преимущественно авторских кинопроизведений, к которому прилагаются появившаяся лет 10 назад документальная и окончательно потерявшая статус самостоятельного мини-фестиваля программа фильмов для детей.

Главная площадка «Л» уже третий год подряд — безусловно, один лучших кинотеатров страны «Центральный». Документальное кино показывают в «Мире», а фильмы для детей в «Пионере». Микроскопические (всего 166 мест) размеры «Центрального» отчасти компенсируются шестью сотнями креслами кинотеатра «Дом кино», где конкурсные показы будут частично дублироваться и пройдут внеконкурсные сеансы.

Как показывает практика, попасть на показы «Л» сложно, но можно. Тем более теперь, когда билеты можно покупать онлайн. Жаль, что организаторы в который раз не позаботились об абонементах и скидках — побывать на всех показах хотя бы в одном фестивальном кинотеатре влетит в копейку. В прошлом году также наконец-то стало возможно купить фестивальный каталог.

2. Для кого «Л»?

Для тех, кто активно интересуется тем, что происходит в мире фестивального кино.

«Л» по-прежнему т.н. «фестиваль фестивалей». На нем показывают то, что уже засветилось на других кинофорумах, и, даже, выходит в прокат в более развитых в этом отношении странах. Поэтому понятно, почему «Л» с такой легкостью все больше и больше отдаляется от не так давно заявленной концепции показывать кино из стран бывшего социалистического лагеря.

Частная компания, которая проводит «Л» четвертый раз подряд, старается вносить в «Л» черты крупнейших мировых кинофорумов. Учитывая масштабы мероприятия, порой это выглядит почти комично (церемонии открытия-закрытия «под Канн», «красная дорожка»), но эффект от нововведений позволяет минскому фестивалю дрейфовать в сторону заявленной международности.

Свидетельством этому временная (пробная) аккредитация при Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF). Постоянную аккредитацию имеют такие фестивальные монстры класса «А» как Канн, Венеция и Берлин, и попасть в такую престижную компанию для Минска будет невероятно почетно. Тем более, что МКФ в Москве, Варшаве, Киеве, Алма-Ате, Таллинне при FIAPF уже аккредитованы.

Однако ожидать того, что Минск в обозримой перспективе превратится в Нью-Канн, не стоит. Те же московские издания не спешат за свой счет присылать на «Л» корреспондентов, потому что ничего нового они в Минске, фактически, увидеть не могут.  По всему выходит, фестивальная мода и дальше будет устанавливаться не на набережной Свислочи, а на Круазетт, и «Л» придется в первую очередь учитывать интересы минского зрителя, а не международной фестивальной тусовки.

3. Кто приедет на «Л» в этот раз?

Глобальное отличие «Л» — на нем почти не будет гостей, никак не связанных с фестивальными фильмами. Более того, звезды «Л» — слава богу, не медийные сериальные лица, а звезды авторского кино Кира Муратова, Брийанте Мендоса и Клер Дени, которые не просто получат своих слонов, но и покажут свежие фильмы.

Кира Муратова — старожил и любитель «Л». В своих интервью она без стеснения признавалась в любви к Минску и нашей публике. Правда, та фестивальная публика, которая 10-15 лет назад рукоплескала на «Л» ее «Трем историям», «Чеховским мотивам», «Настройщику», «Мелодии для шарманки» выросла и поразъехалась. Но появилось новое поколение киноманов, для которого увидеть новый фильм Муратовой «Вечное возвращение» и услышать саму одесскую кудесницу в качестве одного из первых киновпечатлений будет очень полезно.

Фильм «Лола» каннского любимца с Филиппин Брийанте Мендосы был одним из лучших фильмов «Лістапада 2010». Теперь изобретатель магического натурализма и одно из открытий остромодного авторского кино Юго-Восточной Азии последних лет Мендоса сам представит белорусской публике две свои картины «Пленники» и «Чрево твое».

Про Клер Дени в русскоязычных странах известно не так много. Между тем, ее творчество — плоть от плоти европейское авторское кино, каким его понимают последние 20 лет. Любопытно, что фильмы Клер Дени будут единственными, которые покажут с 35-мм пленки (в том числе и ее самый знаменитый опус «Красивая работа») во время ретроспективы в «Победе», последнем из центральных кинотеатров Минска, не оборудованном современным цифровым проектором. Покажут, но уже с цифры в «Центральном» и последний фильм Дени «Славные ублюдки». Режиссеров такого калибра, которые лично будут представлять практически всю свою ретроспективу минской публике, в Минске давно не было.

Приедет в Минск и множество других, известных преимущественно в кинематографических кругах персон.

Кшиштоф Занусси в этот раз не приедет.

4. Что на «Л» покажут наши?

Беларусь в этом году будет представлена во всех конкурсных программах «Л». По понятным причинам, больше всего нашего будет в документальной программе. В нее попали новые фильмы Галины Адамович, Игоря Чищени, Юрия Тимофеева и, по непонятным причинам не попало даже в т.н. «Белорусскую панораму» несколько других, вполне достойных работ.

Что касается игрового конкурса, в него предсказуемо попал питерский проект Константина Лопушанского и продюсера Андрея Сигле «Роль» с Максимом Сухановым. Беларусь имеет в нем не только финансовую долю. «Роль» большей частью снималась в Минске и Бресте, несколько белорусских актеров получили в нем эпизодические роли. На фоне фактического провала «Роли» на Московском фестивале родные стены должны помочь фильму получить хотя бы один приз. Вероятнее всего за исполнение главной мужской роли — Максим Суханов действительно очень хорош.

Посмотреть на наших можно будет еще и на церемонии открытия фестиваля: на «красной дорожке» обещают дефиле белорусских актрис в каких-то немыслимых французских нарядах. И здесь, без иронии, мы будем вне конкуренции.

5. Стоит ли идти на документальную часть «Л»?

Обязательно и непременно, с легким сердцем пожертвовав частью конкурса игрового.

По какой то нелепой причине документалистике «Л» уделяет внимание, как говорится,  по остаточному принципу. Между тем, внимание к неигровому кино во всем мире только возрастает. В документальной программе «Л» и в этот раз представлены очень хорошие и интересные ленты, которые практически все будут представлены лично кем-то из создателей. Из разумных соображений документальный конкурс избавился от второй, молодежной, части (изменения, которые явно назрели и в игровой программе «Л»). Теперь со своими неигровыми программами соревнуются киношколы и киноакадемии из Лондона, Потсдама, Любляны, Парижа и Минска. А во внеконкурсной части покажут просто хорошие неигровые работы со всего света, включая (впервые!) документальную стерео-картину «Убойные серферы 3D» из Австралии.

А в рамках внеконкурсной панорамы в «Центральном» будет демонстрироваться лента об одном из главных современных европейских киноавторов Михаеле Ханеке «Михаель Х. Профессия режиссер».

6. Где еще можно будет увидеть фильмы «Л»?

Из всей немаленькой программы «Л» сразу после окончания фестиваля в минский прокат выйдет лишь «Географ глобус пропил» Александра Велединского. Хотя те, кто придет на  фестивальный показ, смогут услышать его автора — одного из самых интересных режиссеров новой России. Что касается остального, белорусская часть программы наверняка будет не только показана в кинотеатрах, но и по отечественным телеканалам, иностранные фестивальные ленты можно будет в лучшем случае найти на торрентах, хотя далеко не все из них попадают в интернет с переводом на русский.

7. Какие фильмы «Л» самые интересные?

Помимо уже упомянутых картин можно порекомендовать следующие.

Игровая часть «Л» на первый взгляд выглядит послабее, чем в прошлом году. Из нее must see, безусловно, «Уроки гармонии» Эмира Байгазина, «Ида» Павла Павликовски, «Когда в Бухаресте наступает вечер, или Метаболизм» Корнелиу Порумбойу. Обязательно «Прикосновение греха» Цзя Чжанке. Сингапурское «Илоило» Энтони Чена и росийские «Интимные места» Алексея Чупова и Натальи Меркуловой из конкурса «Молодость на марше».

Во внеконкурсе рекомендаций больше. Здесь и заранее скандальная обладательница «Золотой пальмовой ветви» «Жизнь Адель» Абделатифа Кешиша, и новый фильм голландского парадоксалиста Алекса ван Вармердама «Борман», и уникальная трилогия Ульриха Зайдля «Рай». Фактически, смотреть стоит всю программу «Мастер-класс», в которой то, что уже сейчас претендует на классику.

В документальной программе не проходите мимо «Отца и сына» самых знаменитых на данный момент польских авторов Мацея и Павла Лозиньских, а также «Почему я тут» молодого российского режиссера Дарьи Сидоровой.

В общем, счастливо вам пережить «Л».





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия