Антон Сидоренко, 30 октября 2013 г.
Минский Международный кинофестиваль состоится с 1 по 8 ноября 2013 года в двадцатый раз. Но, по сути, с 1994 года он минимум три раза серьезно менял свой облик. Сейчас «Л» представляет собой недельный смотр нескольких десятков ярких, преимущественно авторских кинопроизведений, к которому прилагаются появившаяся лет 10 назад документальная и окончательно потерявшая статус самостоятельного мини-фестиваля программа фильмов для детей.
Главная площадка «Л» уже третий год подряд — безусловно, один лучших кинотеатров страны «Центральный». Документальное кино показывают в «Мире», а фильмы для детей в «Пионере». Микроскопические (всего 166 мест) размеры «Центрального» отчасти компенсируются шестью сотнями креслами кинотеатра «Дом кино», где конкурсные показы будут частично дублироваться и пройдут внеконкурсные сеансы.
Как показывает практика, попасть на показы «Л» сложно, но можно. Тем более теперь, когда билеты можно покупать онлайн. Жаль, что организаторы в который раз не позаботились об абонементах и скидках — побывать на всех показах хотя бы в одном фестивальном кинотеатре влетит в копейку. В прошлом году также наконец-то стало возможно купить фестивальный каталог.
Для тех, кто активно интересуется тем, что происходит в мире фестивального кино.
«Л» по-прежнему т.н. «фестиваль фестивалей». На нем показывают то, что уже засветилось на других кинофорумах, и, даже, выходит в прокат в более развитых в этом отношении странах. Поэтому понятно, почему «Л» с такой легкостью все больше и больше отдаляется от не так давно заявленной концепции показывать кино из стран бывшего социалистического лагеря.
Частная компания, которая проводит «Л» четвертый раз подряд, старается вносить в «Л» черты крупнейших мировых кинофорумов. Учитывая масштабы мероприятия, порой это выглядит почти комично (церемонии открытия-закрытия «под Канн», «красная дорожка»), но эффект от нововведений позволяет минскому фестивалю дрейфовать в сторону заявленной международности.
Свидетельством этому временная (пробная) аккредитация при Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF). Постоянную аккредитацию имеют такие фестивальные монстры класса «А» как Канн, Венеция и Берлин, и попасть в такую престижную компанию для Минска будет невероятно почетно. Тем более, что МКФ в Москве, Варшаве, Киеве, Алма-Ате, Таллинне при FIAPF уже аккредитованы.
Однако ожидать того, что Минск в обозримой перспективе превратится в Нью-Канн, не стоит. Те же московские издания не спешат за свой счет присылать на «Л» корреспондентов, потому что ничего нового они в Минске, фактически, увидеть не могут. По всему выходит, фестивальная мода и дальше будет устанавливаться не на набережной Свислочи, а на Круазетт, и «Л» придется в первую очередь учитывать интересы минского зрителя, а не международной фестивальной тусовки.
Глобальное отличие «Л» — на нем почти не будет гостей, никак не связанных с фестивальными фильмами. Более того, звезды «Л» — слава богу, не медийные сериальные лица, а звезды авторского кино Кира Муратова, Брийанте Мендоса и Клер Дени, которые не просто получат своих слонов, но и покажут свежие фильмы.
Кира Муратова — старожил и любитель «Л». В своих интервью она без стеснения признавалась в любви к Минску и нашей публике. Правда, та фестивальная публика, которая 10-15 лет назад рукоплескала на «Л» ее «Трем историям», «Чеховским мотивам», «Настройщику», «Мелодии для шарманки» выросла и поразъехалась. Но появилось новое поколение киноманов, для которого увидеть новый фильм Муратовой «Вечное возвращение» и услышать саму одесскую кудесницу в качестве одного из первых киновпечатлений будет очень полезно.
Фильм «Лола» каннского любимца с Филиппин Брийанте Мендосы был одним из лучших фильмов «Лістапада 2010». Теперь изобретатель магического натурализма и одно из открытий остромодного авторского кино Юго-Восточной Азии последних лет Мендоса сам представит белорусской публике две свои картины «Пленники» и «Чрево твое».
Про Клер Дени в русскоязычных странах известно не так много. Между тем, ее творчество — плоть от плоти европейское авторское кино, каким его понимают последние 20 лет. Любопытно, что фильмы Клер Дени будут единственными, которые покажут с 35-мм пленки (в том числе и ее самый знаменитый опус «Красивая работа») во время ретроспективы в «Победе», последнем из центральных кинотеатров Минска, не оборудованном современным цифровым проектором. Покажут, но уже с цифры в «Центральном» и последний фильм Дени «Славные ублюдки». Режиссеров такого калибра, которые лично будут представлять практически всю свою ретроспективу минской публике, в Минске давно не было.
Приедет в Минск и множество других, известных преимущественно в кинематографических кругах персон.
Кшиштоф Занусси в этот раз не приедет.
Беларусь в этом году будет представлена во всех конкурсных программах «Л». По понятным причинам, больше всего нашего будет в документальной программе. В нее попали новые фильмы Галины Адамович, Игоря Чищени, Юрия Тимофеева и, по непонятным причинам не попало даже в т.н. «Белорусскую панораму» несколько других, вполне достойных работ.
Что касается игрового конкурса, в него предсказуемо попал питерский проект Константина Лопушанского и продюсера Андрея Сигле «Роль» с Максимом Сухановым. Беларусь имеет в нем не только финансовую долю. «Роль» большей частью снималась в Минске и Бресте, несколько белорусских актеров получили в нем эпизодические роли. На фоне фактического провала «Роли» на Московском фестивале родные стены должны помочь фильму получить хотя бы один приз. Вероятнее всего за исполнение главной мужской роли — Максим Суханов действительно очень хорош.
Посмотреть на наших можно будет еще и на церемонии открытия фестиваля: на «красной дорожке» обещают дефиле белорусских актрис в каких-то немыслимых французских нарядах. И здесь, без иронии, мы будем вне конкуренции.
Обязательно и непременно, с легким сердцем пожертвовав частью конкурса игрового.
По какой то нелепой причине документалистике «Л» уделяет внимание, как говорится, по остаточному принципу. Между тем, внимание к неигровому кино во всем мире только возрастает. В документальной программе «Л» и в этот раз представлены очень хорошие и интересные ленты, которые практически все будут представлены лично кем-то из создателей. Из разумных соображений документальный конкурс избавился от второй, молодежной, части (изменения, которые явно назрели и в игровой программе «Л»). Теперь со своими неигровыми программами соревнуются киношколы и киноакадемии из Лондона, Потсдама, Любляны, Парижа и Минска. А во внеконкурсной части покажут просто хорошие неигровые работы со всего света, включая (впервые!) документальную стерео-картину «Убойные серферы 3D» из Австралии.
А в рамках внеконкурсной панорамы в «Центральном» будет демонстрироваться лента об одном из главных современных европейских киноавторов Михаеле Ханеке «Михаель Х. Профессия режиссер».
Из всей немаленькой программы «Л» сразу после окончания фестиваля в минский прокат выйдет лишь «Географ глобус пропил» Александра Велединского. Хотя те, кто придет на фестивальный показ, смогут услышать его автора — одного из самых интересных режиссеров новой России. Что касается остального, белорусская часть программы наверняка будет не только показана в кинотеатрах, но и по отечественным телеканалам, иностранные фестивальные ленты можно будет в лучшем случае найти на торрентах, хотя далеко не все из них попадают в интернет с переводом на русский.
Помимо уже упомянутых картин можно порекомендовать следующие.
Игровая часть «Л» на первый взгляд выглядит послабее, чем в прошлом году. Из нее must see, безусловно, «Уроки гармонии» Эмира Байгазина, «Ида» Павла Павликовски, «Когда в Бухаресте наступает вечер, или Метаболизм» Корнелиу Порумбойу. Обязательно «Прикосновение греха» Цзя Чжанке. Сингапурское «Илоило» Энтони Чена и росийские «Интимные места» Алексея Чупова и Натальи Меркуловой из конкурса «Молодость на марше».
Во внеконкурсе рекомендаций больше. Здесь и заранее скандальная обладательница «Золотой пальмовой ветви» «Жизнь Адель» Абделатифа Кешиша, и новый фильм голландского парадоксалиста Алекса ван Вармердама «Борман», и уникальная трилогия Ульриха Зайдля «Рай». Фактически, смотреть стоит всю программу «Мастер-класс», в которой то, что уже сейчас претендует на классику.
В документальной программе не проходите мимо «Отца и сына» самых знаменитых на данный момент польских авторов Мацея и Павла Лозиньских, а также «Почему я тут» молодого российского режиссера Дарьи Сидоровой.
В общем, счастливо вам пережить «Л».
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...