Антон Сидоренко, 26 октября 2013 г.
Последнее обстоятельство и спасает Билла Кондона. Его фильм о самом главном разоблачителе в истории человечества Джулиане Ассанже смотрится не как художественное произведение или развлечение, а почти как документальный репортаж. При том, что автор одной из серий «Сумерек» сам ничего практически для этого не сделал. «Пятую власть» срежиссировала сама жизнь. И даже стилизовать под нее фильм его создатели посчитали лишним: здесь нет никакого дергающегося «под документ» изображения и других натуралистичных элементов.
Основанная на книге одного из бывших товарищей Ассанжа по WikiLeaks, лента Кондона довольно прямолинейно освещает историю взаимоотношений изобретателя скандального сайта и его соратника, выведенного в картине под именем Даниель Берг. История создания WikiLeaks настолько переполнена деталями, что для художественных изысков почти не остается времени и места. Единственное, что себе позволил Кондон из чистого искусства — призрачный образ Сети как грандиозного офиса с теряющимися в тумане стенами, уставленного одинаковыми столами с десктопами.
Все остальное — на удивление скромно для истории про людей, грозящих изменить облик человечества. Не считая, конечно, воссозданных внутренностей знаменитого и не так давно разгромленного алчными берлинскими банкирами арт-сквота Тахилес, в котором писал свои гениальные картины (и жил, кажется) белорусский художник Алесь Родин.
Даниэль Брюль и Бенедикт Камбербэтч в фильме «Пятая власть»
То есть, кто-то, обладающий хотя бы отдаленным запалом самого Джулиана Ассанжа, этакого бунтаря и социопата нового электронного мира. Мира, в котором уже почти не осталось места для бумажной прессы и масс-медиа вообще.
Самое, кстати, серьезное, что есть в «Пятой власти», — мысль о конце эры масс-медиа, хорошо показанная на примере персонажа-журналиста знаменитой либеральной газеты «Гардиан», который в конце концов вольно или невольно начинает работать на Ассанжа. Время звезд журналистики, героев-разоблачителей a-la Вудворд и Бернстайн (см. ту же «Всю президентскую рать») безвозвратно прошло. И на коне даже не такие социопаты как Ассанж, а специальные программные средства, с помощью которых любого главу государства и, вообще, кого угодно, можно ославить на весь мир. А бездушная машина, как известно, оружие обоюдоострое.
Лора Линни и Стэнли Туччи в фильме «Пятая власть»
Примечательно, что, судя по рейтингам на киносайтах, в бывшем СССР«Пятая власть» стартовала с куда большим успехом, чем в англоязычном мире. То ли сама личность Ассанжа у анархистской по сути славянской души вызывает больше эмоций, то ли жителям развитых стран растиражированная теми же масс-медиа история WikiLeaks уже порядком приелась. Так или иначе, интересно наблюдать за реакцией публики на пространстве, на котором общественное мнение в политике учитывается в куда меньшей степени, чем тех же США, где высокопоставленный сотрудник Госдепа (судя по фильму) вылетает с работы за одно неосторожно пропущенное на публику слово.
Слово ведь не воробей, и обратно затолкать могут.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...