Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Сталинград Сталинград

«Сталинград»: Они сражались за Катю

Антон Сидоренко, 11 октября 2013 г.

Батальный жанр всегда стоял особняком от себе подобных. В первую очередь, в силу своей дороговизны. Во вторую, в силу зацикленности на нем как публики, так и самих кинематографистов.

Каждый из последних в душе мечтает прогреметь грандиозным полотном, где дивизии в полном составе будут носиться из угла в угол экрана, а потрясенный полотном зритель выходить из зала со вздыбленной прической и усиленным сердцебиением.

По меркам былых, великих кинематографических эпох, «Сталинград» — кино едва ли не камерное. Хотя все атрибуты большого батального зрелища в виде массовых сцен, впечатляющих панорам и яростных схваток в нем присутствуют. Изменилось само время, а вместе с ним, подход к конфликту и персонажам.

Идеологические битвы в кино с большего отгремели, и вместо глобального противостояния непобедимых армад под взаимоисключающими лозунгами, в кино теперь сражаются за свое персональное счастье. Сюжетный ракурс «Сталинграда» поэтому быстро суживается до одного-единственного микрофрагмента, действительно, величайшей битвы в истории ХХ века.

Опрянув от сокрушительного провала своего предыдущего проекта «Обитаемый остров», Федор Бондарчук явно старался сделать «Сталинград» более емким, а главное, более содержательным. Мудрые продюсеры Роднянский и Мелькумов, которые подрядили ради «Сталинграда» саму «Коламбию пикчерз», не позволили сыну автора «Они сражались за Родину» каких-либо авторских эскапад. Как и в случае с «Легендой №17», здесь использована стандартная и тысячу раз опробованная голливудская схема со всеми характерными штампами. Только, если в случае с фильмом Николая Лебедева схемы, в принципе, сработали, то насчет «Сталинграда» вопрос спорный.

Петр Федоров в фильме «Сталинград»
Петр Федоров в фильме «Сталинград»

Если идеология «Сталинграда» почерпнута вовсе не из предвыборных листков «ЕдРа», как, наверное, многие с содроганием ожидали, то визуальная составляющая фильма родом из клипмейкерской молодости режиссера.

К собственно батальным сценам в исполнении Федора Бондарчука и прекрасного оператора Макса Осадчего особых претензий нет. Хотя все бои и схватки можно было выстроить драматургически более логично, все-таки действие разворачивается не на экране PlayStation. В отличие от «Девятой роты», своего первого и пока самого успешного фильма, в «Сталинграде» Бондарчук пользуется эстетикой видеоигр — той области развлечений, которая в последние годы оказывает огромное влияние на развлекательный кинематограф.

Отдельно стоит отметить удачные стерео-эффекты. Так что просмотр «Сталинграда» с так называемыми 3D-очками может вполне сгладить острые углы, которыми картина ощетинилась со всех сторон.

Драматургически она, скажем так, гораздо слабее, чем визуально.

Возможные параллели с одной из главных русских книг ХХ века, романом «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана, да и вообще, с серьезной литературой, здесь абсолютно неуместны. «Сталинград» словно задуман людьми догриффитовской эпохи, в которой сюжету фильма отводилось тридцать пятое место.

Фильм Бондарчука — сплошной монтаж аттракционов и все, что между этими аттракционами, можно без особого ущерба выкинуть для содержания картины. Например, рассчитанные на кретинов диалоги или занудные, бессмысленные, по сути, характеристики героев, которые зачитывает за кадром сам режиссер. Без них «Сталинград» смотрелся бы куда динамичнее и кинематографичнее. А так, рыхлая драматургия заставляет поглядывать на часы уже к середине ленты. Интригой в духе «Спасти рядового Райана» здесь и не пахнет. Единственный вопрос, который остается непонятным до финальных титров: кому из бойцов в конце концов даст миловидная Катя?..

В целом, складывается впечатление, что в стремлении сделать фильм по-коммерчески простым и понятным каждому, создатели опустились до примитива, рассчитанного на выпускника той школы, которую нацисты хотели оставить покоренным народам: с набором из трехсот слов и четырьмя простейшими арифметическими действиями.

К примеру. Не иначе как на выпускника колониальной школы рассчитана история бойца, который куда-то на передовую получает письмо из оккупированного нацистами (!) Гомеля. Или гипсокартонные образы военнослужащих вермахта, которых бы прогнал с площадки даже Юрий Озеров. В общем, большой привет нашему беларусьфильмовскому любимцу — «Днепровскому рубежу» Дениса Скворцова: безупречным в «Сталинграде» выглядит только вооружение и униформа, которые наверняка оценят фанаты соответствующего направления.

Кроме того, само название фильма к знаменитому городу над Волгой привязано искусственно. Такая же история гипотетически могла произойти и во множестве других точек Второй Мировой.

Томас Кретчманн в фильме «Сталинград»
Томас Кретчманн в фильме «Сталинград»

К исполнителям, занятым в «Сталинграде», претензий нет. Просто режиссер  использовал только их типажи, почти полностью проигнорировав актерские способности. Так что даже харизматичный Петр Федоров в роли отважного капитана Громова почти не отличается от других персонажей. Из всех актеров больше всего запоминается сердобольный немец Томаса Кречмана. На его месте мог бы оказаться Тиль Швайгер, но сообразительная звезда в свое время решила не сниматься в российском проекте.

Зрителям из Беларуси может быть интересно мелькающее в японском прологе фильма лицо Игоря Сигова — минского актера, фильм с которым в главной роли — «Дверь» ирландского режиссера Хуаниты Уилсон — несколько лет назад выдвигался на «Оскар».

Никто не будет отрицать, снимать по голливудским рецептам в России можно. Даже про Великую Отечественную. В конце концов, ведь снял же шесть лет назад Александр Буравский, видимо, так же не без расчета на «Оскар», фильм «Ленинград» — вполне интересную блокадную, хотя абсолютно голливудскую историю, причем со звездами первой величины.

А почитателям интеллектуального кино про войну, фанатам лент такого масштаба как «Военный реквием» Дерека Джармена или хотя бы поклонникам «Жизни и судьбы» в версии Сергея Урсуляка, стоит подождать экранизации «Благоволительниц» Джонатана Литтелла. Добрый кусок действия этого близкого к гениальности романа происходит как раз в Сталинграде, причем, по другую линию фронта. Но, в любом случае, посмотреть на этот город с разных точек зрения представиться еще не раз.





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия