Антон Сидоренко, 21 мая 2006 г.
В расчудесные советские времена на белорусском радио существовала увлекательная передача под броским названием «Для верующих и неверующих». Ее автор с достойным научному атеисту рвением еженедельно, в популярных выражениях разоблачал церковные «чудеса» вроде плачущих икон и обильно цитировал антирелигиозные работы классиков марксизма-ленинизма. Времена изменились примерно в году 1990-м: Дом Кино вдруг оказался Красным костелом, а автор богопротивной передачи внезапно ударился в религию и с точно таким же рвением, с которым прежде разоблачал плачущие иконы, принялся цитировать Святое Евангелие и поздравлять население БССР с приближением Пасхи Христовой… Это я к тому, что вера — верой, а для некоторых медиа-деятелей хлеб насущный важнее спасения души.
Изобретатель «Кода да Винчи» Дэн Браун — явно из вышеописанной породы. В старую добрую эпоху тотального церковного мракобесия таких называли христопродавцами. Самое интересное, что даже Святая инквизиция не помогла окончательно решить вопрос торговцев во Храме. В начале ХХI века инквизиции уже нет, а комиссии белорусского Госрегистра ох еще как далеко до Тарквемады. Поэтому громкой экранизации Рона Хауарда в прокатное удостоверение поставили только «четыре звезды» («Кроме лиц до 18 лет»). Хотя, если по справедливости, лицам, достигшим совершеннолетия, на этом кино делать нечего.
Том Хэнкс и Одри Тоту в фильме «Код да Винчи»
Наверное, прославленный Фестиваль на Лазурном берегу давно не открывался таким скучным, затянутым, а самое главное, не имеющим отношения к киноискусству зрелищем. Фильм «Код да Винчи» лишь часть глобального коммерческого проекта под кодовым названием «Дэн Браун» и ничего больше. Проект раскрутился только благодаря огромному промоушену, и не мне Вам, мой умный читатель, объяснять, чем этот промоушен был вызван. В итоге, главным спецэффектом фильма оказалась реклама. О содержании «Кода» столько писали в желтой прессе, что никаких сюрпризов, по крайней мере, для меня, не читавшего Брауна, в экранизации не оказалось. (По поводу нечитания Брауна. Прочел первые две страницы: примитивно, неувлекательно, незахватывающе. Кто думает по-другому — возьмите в руки Умберто Эко, Йена Пирса, Владимира Короткевича, наконец).
Трудно сказать, чего Рон Хоуард добивается в своем фильме от зрителя, на какую реакцию рассчитывает. У читавших реакция может быть только одна — распознавание действующих лиц романа и наблюдение за ловко обрезанным ушлыми сценаристами сюжетом. Обрезание получилось специфическим, а режиссура вялой. Впрочем, что ожидать от сюжета, который состоит из перемеживающихся кусков не самого зрелищного экшена (сходу можно назвать десяток более видовых голливудских фильмов за последний год) и псевдоисторических-псевдоинтеллектуальных диалогов, содержание которых, как выяснил недавно лондонский суд, Браун без зазрения совести слямзил из какой-то научно-популярной книги.
Актеры ведут себя соответственно — им явно скучно. И Том Хэнкс, и Одри Тоту, и Жан Рено (сравните его игру в параллельно показывавшемся в Минске «Тигре и снеге» Роберто Бениньи) играют на уровне русского сериала по макулатуре Полины Дашковой. Выделяется только сэр Иэн Маккеллен. И то, явно только потому, что играет злодея-интеллектуала. А злодея-интеллектуала, как известно играть интереснее всего. Все мы в детстве хотели стать злодеями-интеллектуалами.
Альфред Молина в фильме «Код да Винчи»
Фильм можно было бы считать скучной попыткой экранизировать разрекламированное чтиво, если бы не одно обстоятельство. «Код да Винчи» не просто паразитирует на евангельском сюжете и откровенно оскорбляет чувства верующих. Главный отрицательный персонаж у Брауна и Ховарда — римско-католическая церковь в мрачном представительстве католика Альфреда Молины. Здесь уже не просто теологический вопрос искажения Евангелия, как в «Последнем искушении Христа» Никоса Казандзакиса и Мартина Скорсезе (из-за которого канал НТВ в Беларуси таинственным образом прекратил свое вещание на несколько часов раньше положенного времени). Ватикан совершенно спокойно может подавать на Брауна и компанию в суд за нанесения ущерба общественному имиджу и репутации. Пусть поганцы поделятся частью полученных миллиардов!
Скажу открыто, извините, но Ватикан напоролся на то, за что боролся прежде. Когда на экраны выходили «Страсти Христовы», Рим приветствовал явное превращение Сына Божия в объект масс-культа. Голливудские продюсеры (в большинстве нехристиане) решили не забрасывать золотую жилу и выпустили на экраны следующий продукт. Вполне объяснимо, что им стала экранизация уже нашумевшего романа. Религиозные деятели разных конфессий уже давно используют поле масс-культа для пропаганды своих учений. Но современное медиа-пространство — штука явно неподконтрольная, и возможный положительный эффект от «Страстей» Гибсона (в наличии которого я лично сомневаюсь) был перечеркнут посредственным писателем, в которого, однако, медиа-бизнес решил вложить средства.
Поэтому, народное выражение «Поздно пить боржоми» как никогда применимо к ситуации с прокатом «Кода» в Минске. Фильму и книге (полки с которой, кстати, никто не бойкотирует и голодовки возле которых не устраивает) опоздавшие протесты духовенства сделали еще большую рекламу, эффект от которой незамедлительно последует. Понятно, критиковать Брауна в начале его раскрутки было для Ватикана ниже своего достоинства. Но… Кто знает, если бы увлекательный и интересный «Антибраун» появился на полках книжных магазинов одновременно с «Кодом да Винчи», ситуация могла сложится по-иному.
Одри Тоту и Иен Маккеллен в фильме «Код да Винчи»
Хотим мы того или нет, но стихия глобального медиа-рынка возвратила зрителя в эпоху язычества, когда в роли деревянных и каменных идолов выступают безголосые и бесполые существа, поющие в прайм-тайм под фабричную фанеру, клоуны-политики, цинично спекулирующие на нищете своего народа в эфире государственных каналов и полуграмотные «писатели» и «режиссеры», зашибающие бабки на святотатстве под гром аплодисментов безграмотной публики. Последнее, между прочим, и Беларуси касается. В репертуаре одного минского театра, который не без основания именуется Национальным, есть дурацкая пьеса на библейский сюжет молодого, но не менее агрессивного, чем Браун, драматурга. Странно, протестов верующих перед входом в театр не наблюдается. А ведь за порчу ветхозаветного сюжета, в принципе, можно оказаться врагом сразу трех мировых религий. Или церковь реагирует только на кино, а театр и литература, в силу меньшей аудитории, остается за пределом внимания святых отцов?
Больше всего в истории с «Кодом да Винчи» жалко минских прокатчиков, которые потерпели финансовые убытки, досрочно убрав предполагаемый хит из репертуара. Но тем, кто не успел его увидеть, с чистой совестью посоветую купить не пиратский диск с фильмом Хауарда, а «Имя Розы» Жан-Жака Анно. Или прочесть «Маятник Фуко» Умберто Эко, который явно «вдохновлял» Брауна. Или подождать новой, блестящей экранизации «Черного замка» Владимира Короткевича, с большим мастерством созданной белорусскими кинематографистами… Только, боюсь долго ждать придется.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...