Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Завтрак на Плутоне Завтрак на Плутоне

«Завтрак на Плутоне»: Верхом на звезде

Антон Сидоренко, 6 июня 2006 г.

Среди всех человеческих комплексов национальные — самые устойчивые и труднопоколебимые. С национальными комплексами обычно расстаются с помощью бунтов и революций. Или, без крови и пушек, — с помощью веселых книг и фильмов.

Жители этой страны на краю Европы едят больше всех картошки на душу населения в мире, уже несколько столетий разговаривают на языке захватчиков и украшают свои города в зеленые цвета в дни национальных праздников. Нет, дорогие белорусы, не о той стране вы подумали…

Среди стран Евросоюза Ирландия стоит особняком. Хотя бы потому, что самая западная и до сих пор разделенная на две части: собственно ирландскую и северную, подконтрольную Лондону. (Не видать мне теперь британской визы!) Но и там, и там живут ирландцы, которые ревностно поклоняются католическому святому Патрику, потребляют больше всех картошки на душу населения в мире и запивают ее прекрасным темным пивом, которое могло бы стать спонсором нашей скромной рубрики. Последние двадцать-двадцать пять лет из самого бедного народа Европы ирландцы потихоньку становятся самым богатым и уже не уезжают гасторбайтерами ни в Штаты, ни в имперский Лондон. А сорок лет назад все было до точности наоборот. Именно тогда на свет божий появилась Патриция-Патрик…

Киллиан Мерфи в фильме «Завтрак на Плутоне»
Киллиан Мерфи в фильме «Завтрак на Плутоне»

Ирландцы дали миру огромное количество великих людей (и это роднит их с белорусами), среди которых кинорежиссер Нил Джордан занимает не последнее место. У нас больше всего известно его мрачно-барочное «Интервью с вампиром». «Завтрак на Плутоне» по роману Патрика (!) Маккейба на «Интервью» не похож абсолютно. Ноги «Завтрака», как и многих других ирландских фильмов, растут все-таки на соседнем острове, когда-то тоже целиком заселенном кельтами. И по развитию сюжета, и по эмоциям, фильм Джордана ближе всего к «Билли Элиоту» Стивена Долдри. У Долдри рассказывается про мальчика-балеруна из мрачного североанглийского шахтерского городка. У Джордана мальчик и вовсе трансвестит. Он хочет не просто танцевать как лебедь белый, но жить жизнью женщины.

Мечтой Билли Элиота было поступить в хореографическую школу в Лондоне. Мечта героя Джордана — попасть в Лондон, но только чтобы найти там свою мать, согрешившую когда-то со священником. Судя по всему, Лондон для североирландцев тридцать пять — сорок лет назад был такой же заветной возможностью жить другой жизнью как Москва для современных белорусов. Как и Беларусь сейчас, окрестности Белфаста и небезызвестного Ольстера были патриархальной глубинкой. Взрослые ходили в церковь, дети постигали науку в школе, которую контролировали святые отцы, а появление в семье трансвестита воспринималась как вселенская катастрофа.

Впрочем, мир еще не видел более замечательного транса, чем Киллиан Мерфи. Его Свин из «Дискосвиней» Кирстен Шеридан еще четыре года назад навеки прославил киноИрландию. Из Свина выросла не свинья, но один из самых интересных и перспективных молодых актеров мирового кино. «Завтрак на Плутоне» в основном держится именно на нем. Неполиткорректная минская публика, фактически освиставшая невинную «Горбатую гору», похождения ирландского транса сопровождала бурными одобрительными аплодисментами. И все благодаря феноменальному актерскому обаянию Мерфи, который, кстати, в заэкранной жизни никакого отношения к сексуальным меньшинствам не имеет.

Рут Негга и Киллиан Мерфи в фильме «Завтрак на Плутоне»
Рут Негга и Киллиан Мерфи в фильме «Завтрак на Плутоне»

Тем более, что «Завтрак» — это фильм не о любви, и не о сексе. Хотя там есть и то, и другое, и еще третье-пятое в виде пуританской морали, террористов из ИРА и прочих визитных карточек и поныне разделенного надвое Зеленого острова. Это картина о маленьком Человеке-без-комплексов, который, смеясь, идет вместе со своим народом по непростой жизни. Фильм ирландца Нила Джордана меньше всего похож на байопик, нанизанный на политический манифест. Давно наши кинотеатры не видели такого легкого, красочного и развлекательного зрелища, каким, по идее, и должно быть кино. В сверкающую диско-блестками атмосферу семидесятых (миф о которых значительно бледнее мифа о «бунтарских» шестидесятых) зрителя вводят через мир тогдашней музыки. (Одна «Sugar Baby Love» повторяется, по-моему, трижды. Вообще-то, саундтрек «Breakfast on Pluto» хороший подарок любому меломану). Иначе и быть не может: роль Мерфи по-музыкальному трепетна и воздушна. Мерфи настолько натурален в своих эмоциях, что его игру не испортил даже «глухой» московский дубляж. Фильм несется от главы к главе, от эпизода к эпизоду, словно в действительности оседлав какое-нибудь небесное тело, вроде кометы.

На фоне разыгрываемого с моцартовской легкостью романа «Жизнь Мерфи, рассказанная им (ею) самим» происходит грандиозное избавление от национальных комплексов. Киноизбавление, подобное «Оккупации» Андрея Кудиненко, только с гораздо более успешной прокатной судьбой. В герое Киллиана Мерфи (недаром Патрике!) на два часа зашифрована душа разделенной надвое нации, наконец-то обретшей семейный покой и благополучие. И то, что эта душа веселая и симпатичная, делает ирландское кино современным и понятным во всем мире.





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия