Ужасы / Триллер / Фантастика
Космический корабль «Ностромо» везет на Землю важные секретные сведения для научных экспериментов. Он совершает вынужденную посадку на неизвестной планете, и на корабль проникает странное существо...
Только что посмотрев этот фильм, оказалось, я его увидел впервые, хотя почему-то до сих пор был уверен, что я его раньше видел, и не раз. Но на поверку, получается, я смотрел Чужие 86 г. По правде говоря, первая часть меня не сильно впечатлила. Но, учитывая, что это была проба пера, учитывая 79 год, отдавая должное атмосфере фильма, всё-таки рука не поднимается оценивать хуже, чем на "хорошо". Всё-таки классика жанра, да и с огромной интригой.
Однажды в дальнем космосе
1979 стал по праву прорывным в жанре научной фантастики, ибо именно в том году состоялась премьера фильма, фактически открывшего новую страницу жанра. Главная заслуга в этом принадлежит трем людям — Дэну О`Бэннону написавшему первый сценарий и придумавшему основную концепцию фильма, Гансу Руди Гигеру создавшему образ безжалостного инопланетного монстра, и Ридли Скотту, который сумел воплотить все это на экране.
Конечно, фантастические фильмы снимались и до 1979 года, некоторые из них вроде Космической одиссеи 2001 по праву занимают почетное место в пантеоне славы кинофантастики, некоторые давно забыты. Но именно Чужой стал тем фильмом, который ознаменовал новую эру в кинематографе. И этому есть ряд причин.
1. Общая мрачность фильма, так резко контрастировавшая с вышедшими за пару лет до этого сказочными Звездными войными и радостными Спилберговскими «Близкими контактами третьей степени». Тут нет добрых пришельцев и невероятных приключений — в Чужом, космос, это абсолютно враждебное человеку место, в некоторые уголки которого лучше не соваться.
2. Показ будущего. Во многих старых фантастических фильмах (вроде Стартрека), будущее — это такое приятное место, где все оборудование блестит как новенькое, космонавты ходят в красивеньких (можно даже сказать гламурных) скафандрах, в ходу самые невероятные технологии вроде бластеров и телепортации. В Чужом все не так — темные коридоры, изношенное оборудование, астронавты, которые просто выполняют привычную работу (и вообще больше смахивающие на дальнобойщиков) — все это можно охарактеризовать одним словом — «обыденность». Космические путешествия в Чужом выглядят настолько обыденно, насколько для нас с вами являются обыденными поездки на поездах.
3. Визуальный ряд. Ридли Скотт по праву считается режиссером-визуалистом, а Чужой однозначно является самым красивым с визуальной точки зрения фильмом из всей серии. Холодные глубины космоса, неизвестные планеты, брошенный космический корабль — все эти виды завораживают и одновременно пугают зрителя. Чужой не зря получил Оскар за спецэффекты, каждый доллар был потрачен с умом.
4. Дизайн монстра. Дизайн всяких чудищ по праву считался ахиллесовой пятой голливудских фильмов докомпьютерной эпохи, ибо как ни крути, но человек в костюме как правило в первую очередь был похож именно на человека в костюме, и лишь во вторую на какую-то инопланетную тварь. В Чужом же эту проблему благодаря усилиям съемочной группы и конечно же разработанному Гигером дизайну удалось успешно решить — инопланетянин получился настолько чуждым человеку и пугающим, насколько это вообще возможно. Это тот случай, когда остается только радоваться, что увиденное на экране, всего лишь фантазия, не имеющая ничего общего с реальностью.
5. Персонажи. Главные герои фильма — обычные люди, столкнувшиеся с абсолютно незнакомой им и враждебной силой. Их образы раскрыты настолько, насколько этого требует жанр без каких бы то ни было излишеств. Образы всей семерки получились очень запоминающимися — и осторожная Рипли, и склонная к истерике Ламберт, и любопытный Кейн, и вечно повторяющий «точно» Брэт, и импульсивный Паркер, и капитан Даллас и коварный Эш — уверен, что их имена останутся в памяти надолго после просмотра фильма.
Подводя итоги, отметим что Чужой заложил основу для всего развития жанра фантастики на ближайшее десятилетие, что отметили как зрители (огромными кассовыми сборами) так и критики (регулярно включающими фильм в разнообразные топы лучших). Любой увлекающейся фантастикой человек, просто обязан посмотреть этот, не побоюсь этого слова, легендарный фильм.
Из всех чужих, мне этот фильм больше всех нравится. С детства любим и почитаем. Недавно пересмотрев, с удивлением обнаружила некоторые схожести с ненавистной мне Одиссеей: вымирание всей борт-команды; запрограммированный компьютер (робот в данном случае) с секретной миссией, о которой никто из членов экипажа и близко не подозревает. К тому же много общего в деталях: оформление корабля; помпезная музыка в кульминационных моментах, ну и т.д. (уже и не упомню всего). Видимо, киноэпопея Кубрика действительно шедевр для всех, кроме меня. Жаль, конечно, что не понимаю этого Культа вокруг неё, ну да ладно, такое количество людей не может ошибаться =)
У С. Уивер очень необычная холодная, даже аскетичная красота – без излишеств, но с намёками.)
Остальные части тоже ништяк , особенно 2-ой фильм, где роскошно-зловещая матка была. Из 3-ей запомнилось то, что её снимал Финчер, а вот на 4-ую меня уже не хватило :)
один из лучших фильмов в своем жанре. Держит в напряжении и страхе при каждом просмотре, хотя сюжет знаешь уже почти наизусть... и несмотря на то, что фильм был снят очень давно.
Так уж вышло, что смотрела сперва 2-ую часть, боялась страшно, мне 14 было :) потом полюбила его до безумия, смотрела без преувеличения раз 250 :), но 1 и 2 части - лучшие, компьютерные чужие не так впечатляют... После Чужих никто ничего лучше в космической фантастике не создал. ИМХО.
единственный и неповторимый Sci-Fi хоррор. Все что было до него - вызывало смех, а что после - вторичность
Жанр: "Некоммуникабельная тварь в замкнутом пространстве с обратным отсчётом людей."
Чудесно помню. насколько страшно было чувствовать присутствие алиена на экране. Нехилые мурашки пробегали по спине... Одинокое путешествие в космосе команды, каждый член из которой занимает свое место в фильме. Алиен по-настоящему страшен, неуязвим, красив в своем совершенном искусстве убивать ради выживания.
Именно с этого фильма жанр страшной фантастики выбрался на большие экраны. До этого - сплошь трешак... Скотту удалось снять безупречно страшный и напряженный триллер, в котором первую скрипку, все таки, играют человеческие отношения.
В космосе никто не услышит твой крик: ограниченность пространства. Бежать некду - только пустота космоса. Чудовище - практически неуязвимо. Сейчас, в эпоху компутеров, трудно представить, что в костюме Чужого - носится человек. И кстати, введение уже компьютерных чужих в том же Чужой 3 или 4 явно портило впечатление от натуральности.
Мощно. Эффектно. Сильно.
Ну что тут сказать, родоначальник жанра. Веха в фантастическом кино. Великолепная история полная саспенса. Не менее великолепная Сигурни Уивер. Ридли Скотт подтвердил, что заслуживает приза Канн 1977 г, за лучший дебют в кино ("Дуэлянты"). Обязателен к просмотру каждому киноману:)
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...