Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Трамбо Трамбо

«Трамбо»: В списках (не)значился

Антон Сидоренко, 18 февраля 2016 г.

Самая козырная тема кинематографистов — снимать о себе любимых. Кино в таких случаях получается самое искреннее. Голливуд в этом смысле не исключение. Совсем скоро нам предстоит увидеть очередную голливудскую сатиру от братьев Коэнов, а пока в ход идет поучительная история сценариста Далтона Трамбо.

Ретрополитическую драму времен маккартизма неожиданно снял известный по «Остину Пауэрсу» и «Знакомству с Факерами» комедиограф Джей Роуч. «Трамбо» — кино более чем серьезное, подробно описывает жизнь одного из самых известных голливудских авторов, в период маккартизма занесенного ретивыми патриотами в «черные списки».

Из-за своих коммунистических убеждений сценарист «Спартака» и «Римских каникул» вынужден был работать под прикрытием других людей, которые выходили получать за него «Оскары». Справедливость была восстановлена только через годы. Именно эти тяжелые времена собрата по профессии со всей душой описали сценаристы Джон Макнамара и Брюс Кук (последний — еще и автор книги, по которой поставлена картина).

Сценарист — боец невидимого фронта, фанат бензендрина и бессонных ночей за клавиатурой. Именно таким предстает перед зрителем успешный голливудский сценарист Далтон Трамбо, которому не повезло быть членом американской компартии в самом начале Холодной войны. Экранный Трамбо совсем не похож на коэновского заморыша Бартона Финка. Исполнитель роли Брайан Крэнстон — уверенный в своей правоте мужчина средних лет, спокойно и с осознанием долга за свои убеждения идущий хоть на комиссию по расследованию антиамериканской деятельности в Вашингтон, хоть на отсидку в федеральную тюрьму.

Брайан Крэнстон и Дайан Лейн в фильме «Трамбо»
Брайан Крэнстон и Дайан Лейн в фильме «Трамбо»

Образ, созданный Крэнстоном, — главная удача «Трамбо». Неизвестно, каким бы получился герой у предполагавшегося на эту роль Гари Олдмана, но Крэнстон исполняет Трамбо вдохновенно и весьма убедительно. Когда на финальных титрах появляется архивная пленка с настоящим Далтоном Трамбо, становится понятно, что Крэнстон вполне заслуженно получает свою номинацию на «Оскар».

В целом, картина Роуча для Голливуда вполне традиционная. По сути, она которая по счету разговорная драма в этом оскаровском сезоне. Учитывая, что финал известен из википедии, этот описательно-иллюстративный фильм выглядит соцреалистично-бесконфликтно. Аккуратная костюмная драма о двадцатилетии от Трумэна до Никсона изобилует соответствующими отсылками, персонажами, кинохроникой и фрагментами телепередач. Как и в оскаровском «В центре внимания», одну из решающих ролей в деле Трамбо по фильму решает независимая от государства пресса.

Белорусам будет особенно интересен образ «великого и ужасного» Луиса Маера, уроженца Минска, который неизменно появляется практически во всех кино про золотой век Голливуда. Как и в большинстве других случаев, великий Луис в исполнии Ричарда Портноу (последний, видать, тоже из литваков) изображен монстром. Как и неожиданно плоская (и отрицательная!) героиня Хеллен Миррен. Показаны в «Трамбо» также важнейшие особы в истории Голливуда Отто Премингер и Керк Дуглас (еще один знаменитейший голливудец с белорусскими корнями).

Есть в фильме Роуча и обязательная для добропорядочного Голливуда семейная линия. За нее отвечают героини Дайан Лейн и Эль Фаннинг (сестра Дакоты), которые играют верную супругу и дочь Трамбо соответственно. Линия с женой Трампа — реверанс в сторону вторых половин, обеспечивающих крепкий тыл, так необходимый любому успешному человеку.

Хелен Миррен и Брайан Крэнстон в фильме «Трамбо»
Хелен Миррен и Брайан Крэнстон в фильме «Трамбо»

Авторы попытались сделать женскую часть картины не менее драматичной, всячески намекая, что семейными делами коммунист Трамбо пожертвовал ради общественных. Но для русскоязычной части аудитории, тем более, имеющей тоталитарный опыт, страдания семьи голливудского сценариста выглядят слегка надуманными. Кровавые жернова американского маккартизма годами в суде пытаются доказать (!) вину знаменитой «голливудской десятки» — кинематографистов с левыми убеждениями. А жилище, в котором вынуждены ютиться работающий через подставных лиц- «хамелеонов» Трамбо и его семья, и сегодня сделало бы честь представителям белорусского среднего класса.

В жизни очень часто бывает, что в какой-то момент большинство становится резко неправым. И всегда находится меньшинство, готовое с этим большинством поспорить. Во времена, когда за президентское место в Белом доме готовы сцепиться левый популист Берни Сандерс и правый популист Дональд Трамп, фильм, где все в итоге сводится к экзотической на бывшей одной шестой части суши борьбе за гражданские права, смотрится с особым интересом.

Правда, среди фильмов про сражение американской творческой и интеллектуальной элиты с вариантом местного тоталитаризма — маккартизмом — «Трамбо» займет далеко не первое место. Тем, кто интересуется вопросом, будет интересней посмотреть «Доброй ночи и удачи» Джорджа Клуни или прекрасное «Подставное лицо» с Вуди Алленом. А картина Роуча интересна именно показом нравов важной для Голливуда эпохи перехода от студийной системе к системе продюсеров и великих и всемогущих голливудских профсоюзов.

«Трамбо» рассказывает именно о том, как с течением времени менялся Голливуд и страна вместе с ним. Когда талант победил заговор серых бездарностей и повернул общественное мнение в сторону справедливого решения. Что ж, такое бывает в обществе, где, вне зависимости от политического окраса, все творцы зависят не от чиновников, а от его величества зрителя, который, в конечном итоге и решает, насколько успешен тот или иной кинематографист.





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия