Антон Сидоренко, 28 декабря 2009 г.
Последний год двухтысячных стал первым после закрытия акции «Киноформат 4х4». Увы, но столичный зритель не получил адекватной компенсации в виде обещанного потока артхауса. Виной ли тому финансовый кризис или новое поколение, которое предпочитает смотреть фильмы дома бесплатно и в небольшой, проверенной компании, не так важно. Несомненно одно — хорошего, нештампованого кино в минских кинотеатрах стало ощутимо меньше. Виной тому в том числе и удручающе низкий уровень русско-голливудского мейнстрима, который правит бал в наших кинотеатрах.
Большинство широко разрекламированных фильмов наших восточных соседей можно называть «блокбастерами» только в издевку. Голливуд, сняв кассу несколькими сверхзрелищными аттракционами, заполняет паузу второсортными, малоинтересными лентами. Поэтому большое кино, увы, все чаще проигрывает телевизионному. В общем, «Ранетки» и «Доктор Хауз» — герои (или антигерои, кому как) конца двухтысячных. Все закономерно: зрители теперь слишком разные, чтобы им могло нравится одно и то же. А если выбора в кинотеатрах нет, спрос удовлетворяет телевизор, интернет и любительские показы в клубах и галереях. Так что единственным зрелищем, которое действительно объединяет зрителя разного возраста и культурного уровня в кинотеатрах, стали семейные мультфильмы.
Одним из аргументов в пользу закрытия «Киноформата» было ощутимое падение его посещаемости. Все так, но артхаусные показы в четырех центральных кинотеатрах Минска худо-бедно держали качественную планку в глазах среднего посетителя на определенном уровне. Не говоря уже о том, что только благодаря «Формату», на наш большой экран попадали редкие высокохудожественные работы, которые выпускались московскими дистрибьюторами в количестве одной-двух копий.
Нисколько не призывая к возрождению старой формы, отметим: без возобновления систематических, регулярных показов артхауса умная, самая достойная категория минского зрителя вскоре отомрет. Особенно жалко совсем молодых, которые вырастут с убеждением, что на большом экране могут существовать только трансформеры... Технологическим совершенством последних можно только восхищаться, но в Минске должен быть кинотеатр, в котором бы не раздавался хруст чипсов и в котором бы концентрировалась публика посолидней подростков из определенных кварталов.
Увы, но ни «Дом кино», на который когда-то возлагались большие надежды, ни старая, любимая несколькими поколениями «Победа» систематическими показами киноискусства порадовать не могут. Нерегулярная в этом году «Канномания» и развнедельный показ с дисков классического ретро «Cinemascope» погоды не делают. Показы того же «Cinemascope’а» даже с большим успехом проходят в подземном «Центре видео», заработавшего, наконец, в полную силу.
Большие ожидания были связаны с самым новым и прогрессивным кинокомплексом столицы — пятизальником «Беларусь», который в нашей прессе принято называть красивым импортным словом «мультиплекс». В большей степени эти ожидания оправдались — кинотеатр на Юбилейной площади никогда не пустует, обеспечивая кинопрокату надежную поддержку в тяжелые времена. Минский зритель однозначно голосует рублем за более высокий уровень комфорта по сравнению с другими кинозалами. Чем с радостью пользуются спекулянты билетами, прописавшиеся на площадке перед входом в «Беларусь». В общем, теплые мягкие внутренности, широкие проходы и небольшие уютные залы, новейший репертуар «Беларуси» помогли ей получить в этот раз звание «Кинотеатра года» по версии автора «Киночтива».
Минский киногод 2009 был как никакой другой был богат на скандалы с отменой уже прорекламированных картин. То высоконравственной комиссии госрегистра, к пущей радости дышащих на ладан продавцов DVD, не понравится «Адреналин 2», то необъяснимое упрямство московских дистрибьюторов помешает минчанам увидеть «Бесславных ублюдков» и «Джонни Д» вовремя и в непиратском качестве. Поэтому «Киноскандалом года» становятся несостоявшиеся премьеры и недоехавшие фильмы.
Чтобы покончить с плохими эмоциями, сразу перейдем к «Худшему фильму года». Прямо скажем, от претендентов глаза разбегаются. Чего стоит один «Днепровский рубеж» — забойный хит от «Беларусьфильма»! Эд Вуд тихо стонет от зависти в своей тесной голливудской могилке, глядя на работу королей Байтрэша! Надо сказать, белорусский зритель оценил художества режиссера Скворцова и компании вполне адекватно: на некоторые из сеансов в ходе Недели отечественного кино в «Беларуси», что прошла в декабре, на «Рубеж» продавалось по два билета. А уж отзывы на форумах... И тем не менее, худшим фильмом мы объявляем обе части «Обитаемого острова» Федора Бондарчука. За раздутые непомерной рекламой ожидания и последующее невероятное разочарование.
Теперь о приятном.
Надо сразу предупредить, в нашем обзоре мы намеренно не трогаем «Аватар» Джеймса Кэмерона. Лента только вышла на экраны, прокат ее продолжается и его итоги будут подведены только в 2010-м, когда «Аватар» покажут в Минске в 3D варианте. По всей видимости, грандиозный аттракцион Кэмерона, который заставил писать кипятком на форумах некоторых не в меру эмоциональных личностей, будет претендовать на звание главного блокбастера следующего года. А «Блокбастером» года» нынешнего становится социально-фантастический триллер «Район №9» Нила Бломкампа и Питера Джексона. «Хранители» Зака Снайдера — зрелище одновременно умное, технологичное и значимое, которое можно не только смотреть, но и пересматривать — проигрывает Бломкампу буквально полмиллиметра. |
«Фестивалем года» становится совсем не Минский международный кинофестиваль «Лістапад-2009», итоги которого как никогда противоречивы, а прошедшая в самом конце апреля «Киногрань». Фестиваль молодого короткометражного кино собрал не только внушительную географию участников, но и показал сверхинтересные и оригинальные фильмы. Можно сказать, что его показы и встречи были не менее удачными, чем на куда более пафосном и дорогом «Лістападзе». Жаль, но на данный момент «Киногрань-2010» находится под угрозой: проблемы и финансовые, и организационные.
Открытием года можно было бы назвать и очень вовремя появившиеся ретроспективы «Cinemascope» в «Победе» и «Центре-видео», и киноклуб «Формула кино» в «Пионере». Что касается последнего, то форма его проведения и действующие лица достались по наследству от клуба «Феномены кино», который четыре года назад прописался в «Ракете». От своих предшественников «Формулу кино» отличает репертуар: за неполные три месяца в теплом и уютном «Пионере» состоялся ряд уникальных показов — от новейшего российского артхауса до лучших фильмов Кшиштофа Занусси.
Полина Сыркина в фильме «Кадет»
Но «Открытием года» впервые становится не кинотеатр или кинопрограмма, а человек. Молодая минская актриса Полина Сыркина сыграла стилягу в «Стилягах», Татьяну в сериале «Татьяна» и темпераментную деревенскую соблазнительницу в «Кадете». Энергичная и неравнодушная к своей актерской профессии (что в Беларуси редкость) девушка имеет все шансы стать первой звездой возрожденного национального кинематографа. Если таковой все же у нас появится (шансы тоже есть).
«Комедией года» однозначно становится «Рок-волна» британца Ричарда Кертиса. Ностальгическая лента о тех временах, когда «рок был юн», не только очень качественно снята, но и необыкновенно смешна. При этом обошлась без пошлости и сортирного юмора. Что, согласитесь, по теперешним временам большая редкость. | |
Замаскированный под эротическую ленту «Бабник» Дэвида Маккензи с Эштоном Катчером в главной роли становится «Драмой года». Таких сюрпризов американское кино преподносит все меньше и меньше, еще реже они попадают в наш широкий прокат. В этом случае даже зритель с чипсами имел возможность сопереживать очередной жертве глянцевой дольче-виты. Жаль, что не все этой возможностью воспользовались. | |
«Режиссером года» однозначно провозглашаем Вуди Аллена за удивительно виртуозно снятый опус «Вики Кристина Барселона», после которого тысячи молодых людей ринулись в столицу Каталонии в поисках солнца, Гауди и группового секса. Язык не поворачивается назвать самого знаменитого очкарика мира ветераном кино. Его мастерство с годами только усиливается, а мы можем ему только восторженно аплодировать. | |
Наконец, «Фильмом года» на экранах минских кинотеатров по версии «Киночтива» становится пронзительная «Мелодия для шарманки» Киры Муратовой. Одно из последних действующих лиц европейского авторского кино лично посетило Минск, чтобы представить свою картину фестивальной публике. Будем надеяться, что двумя показами дело не ограничится и одна из самых щемящих историй, что появились в последние годы, еще найдет своего зрителя в минских кинотеатрах. |
Самые посещаемые фильмы 2009 года в минском городском кинопрокате (без учета «Аватара»):
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...