Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Аватар Аватар

«Аватар»: Сумма технологий

Антон Сидоренко, 17 декабря 2009 г.

Первый после триумфального «Титаника» игровой фильм Кэмерона-режиссера подвел черту под целым десятилетием, которое с полным правом можно назвать «десятилетием блокбастеров».

Хотя говорить о «мире после “Аватара”» не приходится: если картину и можно считать качественным скачком, то только в отношении публики и прокатчиков к 3D-кинотеатрам. Теперь без последних не обойдется ни один уважающий себя город. 

К сожалению, в белорусской столице трехмерного «Аватара» можно будет увидеть не раньше середины января. Пока приходится довольствоваться обычным «плоским» вариантом. Надо отметить, даже в неполноценной версии лента впечатляет. В первую очередь, своим размахом и буйством красок, в которые размалеван дивный мир планеты Пандора и ее разнообразные обитатели. Картинка — главное, ради чего стоит смотреть «Аватара» (уж решайте, минчане, стоит ли дожидаться трехмерной версии). Растянувшийся на два с половиной часа сюжет куда скромнее. По большему счету, он представляет собой «Последнего самурая» Эдварда Цвика, слегка закамуфлированного космической темой и спецэффектами. Есть и актуальные после начала войны в Ираке выпады в сторону «военщины». Забавно, что Стивен Лэнг, исполнивший у Кэмерона главного «плохого», сыграл высокопоставленного военного в вышедшем неделю назад «Безумном спецназе» Гранта Хеслова.

Стивен Лэнг и Сэм Уортингтон в фильме «Аватар»
Стивен Лэнг и Сэм Уортингтон в фильме «Аватар»

Не вдаваясь в подробности — Кэмерон явно не заморачивался с историей. Основное внимание постановщика, видимо, поглощали детали дивного мира, в котором и разворачивается действие. Задуманный, по легенде, еще в середине девяностых, «Аватар» пропитан духом всех громких  фэнтези-блокбастеров двухтысячных. В первую очередь трилогии Питера Джексона, новозеландские пейзажи которой где-нигде, а проглядывают сквозь цифровые задники «Аватара». Синюшные обитатели Пандоры в чем-то схожи с питерджексоновскими же эльфами, такие же стройнющие, высокие и красивые. Только созданные по новейшим технологиям, поэтому от исполнявших их актеров в фильме осталась только мимика.

Немного проще с теми артистами, персонажи которых существуют в фильме в двух ипостасях. А вот как выглядит исполнительница главной женской роли Зои Салдана можно увидеть только в телерепортажах и на фото в интернете. В каком-то смысле главная фантастическая фишка «Аватара» — управление искусственно созданными гуманоидами с помощью тел людей-операторов — уже несколько лет успешно функционирует в кинематографе. Для актерского ремесла это, действительно, означает настоящую революцию. Потому что скоро актеры как таковые (с руками, ногами и системой Станиславского) могут вообще не понадобиться.

Кадр из фильма «Аватар»
Кадр из фильма «Аватар»

Разумеется, от участия в съемках живых людей Голливуд не откажется никогда. На личностях исполнителей построена вся голливудская система звезд. Но в случае с «Аватаром» о звездах (кроме, пожалуй, Сигурни Уивер) говорить не приходится. Данное зрелище — торжество технологий, причем, не только компьютерных. Где команда Кэмерона сработала на полную десятку, так в маркетинге. Выход фильма сопровождается невероятной рекламной шумихой. Похоже, «Аватар» — самая громкая премьера со времен «Темного рыцаря».

Ясен перец, Кэмерон и команда сорвут гигантский куш, за цепочкой нулей которого может потеряться само кино. Не имея фиги в кармане, тем не менее отметим, что само по себе технологическое совершенство не гарантирует успеха у зрителей.

Созданный с куда более высоким уровнем изобретательности шедевр Кэрри Конрана «Небесный капитан и мир будущего», где использовались очень похожие технические приемы, был выпущен за пять лет до «Аватара» и пролетел мимо кассы, а сам Конран с тех пор так и не получил права на реабилитацию. А все потому, что был слишком революционен для сознания большинства публики. Поэтому новую картину Кэмерона можно считать совершенством только с одной оговоркой. В случае с «Аватаром» Кэмерон идет по проторенной Лукасом, Джексоном и самим же дорожке, удивляя масштабами, а не искусством. Безопасность и касса с таким подходом гарантированы. Но кто сказал, что в кино это главное?





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия