Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Безумный Макс: Дорога ярости Безумный Макс: Дорога ярости

2015: Было интересно

Антон Сидоренко, 29 декабря 2015 г.

В эпоху онлайн-видео поход в кинотеатр стал чем-то большим, чем просто просмотром фильма. И дело не в количестве и качестве съеденного/выпитого во время сеанса или глубине/мягкости кресла. Смотреть кино в кинотеатре — почти уникальный по теперешним, фейсбучно-вконтактным, временам опыт коллективного сопереживания.

Именно совместный обмен эмоциями заставляет молодого и не очень зрителя оторваться от монитора и обменять небольшую сумму денег на несколько часов в полутемном зале. К счастью, в уходящем году в минских кинотеатрах было, по большему счету, интересно.

Для столичного кинопроката 2015 был очень насыщенным и разнообразным. Самую заметную роль сыграл семизальный «Галилео Сильвер Скрин», который предлагал не только бурный блокбастерный голливудский поток, но, зачастую, радовал поклонников кино фестивального. Стоит вспомнить показ того же «Под электрическими облаками» Алексея Германа-младшего или шедевральное «Оно» Дэвида Роберта Митчелла, увидеть которые можно было только в «Сильвер Скрине». И хотя большая часть минских зрителей все же посещала кинотеатры, принадлежащие городу, шороху частный «Сильвер» наделал. В кинопрокат белорусской столицы наконец-то пришла конкуренция — лучший движитель прогресса. «Сильвер Скрин» предложил самой активной аудитории не только богатый репертуар, но и европейский уровень сервиса, на который должны равняться теперь все остальные. Аудитория (кстати, не только молодая) проявила ответный интерес.

Кинотеатры года

Так что, «Кинотеатром года» по версии «КиноЧтива» стал столичный «Сильвер скрин». В 2015-м он расширил свои владения, открыв еще шесть залов с «Долби Атмос» и 4К-проекторами в торговом центре «Арена-Сити». Помимо всего прочего, зрителям предложили давно ожидавшиеся сеансы на оригинальном языке с русскими субтитрами. Интересным был эксперимент и с документальными показами (надеемся, будут продолжаться). В общем, за энергичный коллектив «Сильвер Скрин» и его посетителей можно только порадоваться.

Как и за многие, скажем так, традиционные кинотеатры тоже. Чрезвычайно удачно выступила пока закрывшаяся на ремонт «Победа». Едва ли не единственный минский кинотеатр, в котором пока не установлен DCP-проектор, демонстрирует сейчас фильмы не в лучшем качестве, но зато берет уровнем репертуара. В этом году в «Победе» показывали как призеров премии «Оскар», так и лучшие фильмы Минского международного кинофестиваля «Лістапад». Проходили в «Победе» также традиционные Недели кино разных стран и мини-фестиваль ООН. В рамках «Лістапада», кстати, в жарко натопленной по этому случаю  «Победе», состоялась уникальная ретроспектива фильмов японской компании «Сётику». Возможно, это были последние в истории Минска показы фильмов с уходящей в историю 35-мм пленки.

Совершенно невероятный по крутизне репертуар представила в уходящем году «Ракета». В ней продолжает базироваться самый лучший проект белорусского кинопроката «Cinemascope». Но о нем несколько ниже.

Открытие года

Открытием 2015 года совершенно неожиданно стали молодые белорусские кинематографисты. Причем, отнюдь не с «Беларусьфильма». А из поколения «новых цифровых», тех, кто пришел в любительское кино вместе с появлением качественных недорогих камер и прочей дигитальной революцией. Сами они часто предпочитают называть себя «независимыми», хотя как раз от них зависит главное — появится ли в Беларуси, в конце концов, национальное киноискусство. Пока уровень подавляющего большинства фильмов наших «фильмейкеров» откровенно кустарный. Но зато им удалось совершить немыслимое — с подачи организаторов национального конкурса «Лістапада» молодые и энергичные авторы оказались в центре внимания СМИ и вызвали определенный интерес у активной части столичной аудитории. Подавляющее большинство «независимых» откровенные любители, но их количество (на тот же отбор «Лістапада» было представлено более 90 работ белорусских авторов) внушает уважение. Будем надеяться, количество в данном случае очень скоро перейдет в качество. По крайней мере, явные таланты среди участников белорусской секции «Лістапада» себя проявили.

Прогресс в прокате

Прогресс в этом году, действительно, не стоял на месте. Впервые в Минске, в «Центральном», прошли спутниковые онлайн-трансляции (и не только онлайн) театральных спектаклей. Особенно запомнился невероятный «Тангейзер» Рихарда Вагнера из нью-йоркской «Метрополитан», которым гениально дирижировал Джеймс Ливайн. На подходе, видимо, спортивные трансляции в прямом эфире. Как вам мировой финал по снукеру или покеру на большом экране?..

Из новых инициатив также стоит отметить очень амбициозный проект показа фильмов стран-участников Северного Совета «Nordic Lights» — «Паўночнае ззянне», который прошел не только в столичном «Мире», но также в кинотеатрах Гомеля и Витебска.

Впервые на огромном экране «Москвы» прошли ретро-показы VHS-классики Голливуда — от первого «Терминатора» до «Кошмара на улице Вязов» и «Назад в будущее». Эти сеансы уже точно были чем-то большим, чем кино: публика собиралась и реагировала на них практически в религиозных чувствах.

Герои года

Показы голливудских хитов восьмидесятых, как и большинство других, самых интересных в этом году в Минске, были организованы проектом «Cinemascope» — и в этом году лучшим, чем могла порадовать белорусская киножизнь. Базируясь в «Ракете» (ежедневно по три сеанса и не только в малом зале!), «Cinemascope» жив исключительно инициативой двух людей — отчаянных синефилов Ольги Надольской и Георгия Глика. Последние покупают права на показ, делают субтитры и организуют уникальные сеансы практически полностью на собственные деньги. В условиях, когда самым главным музеем и источником качественного кино стали торренты, деятельность «Синемаскопа», несмотря на всяческую поддержку городского кинопроката, скажем прямо, представляет собой что-то очень похожее на подвижничество. Хочется надеяться, что в наступающем году «Cinemascope» привлечет еще больше зрителей. А мы увидим на большом экране то, что по разным причинам не решаются показать крупные дистрибьютеры.

Блокбастеры года

Большой Голливуд в этом сезоне был вполне предсказуем: просчитанные от и до сиквелы, экранизации комиксов и фэнтези с многомиллионными бюджетами. Полных разочарований, к счастью, было не так много. Аккуратными работами на темы самих себя великих высказались Стивен Спилберг и Роберт Земекис. Свежевозрожденные «Звездные войны» Джей Джей Абрамса сильного раздражения не вызвали: скорее, умиление расчетливостью своих производителей. На полноценный «Провал года» тянет, пожалуй, только «Терминатор: Генезис». После которого правообладателям придется очень исхитриться, чтобы перезапустить всю эпопею.

Главным голливудским фильмом 2015 года по версии «КиноЧтива» тоже стало продолжение. Но в отличие многих других сиквелов, «Безумный Макс: Дорога ярости» режиссера Джорджа Миллера даже лучше предыдущих, классических, малобюджетных частей. Снятый в едином рывке, с мощным драйвом фильм доказывает, что экшен в кино еще способен удивлять самую широкую аудиторию. «Дорога ярости» понравилась практически всем категориям зрителей. За что и получает высокое звание «Блокбастер года» по версии «КиноЧтива».

Из жанровых голливудских достижений, но с куда более скромными бюджетами, стоит отметить вышеупомянутое «Оно» Дэвида Роберта Митчелла, «Одержимость» Дамьена Шазеля (в нашем прокате было с 1 января 2015 года) и «Подарок» Джоэла Эджертона, фильмы неожиданные, напряженные, с хорошо считываемым социальным подтекстом. В общем, всем тем, чем всегда могло гордиться американское кино и что теперь пропагандирует фестиваль «Санданс».

А вот русскоязычное кино в этом году ничем особым не удивило. Особняком стоит «Страна ОЗ» Василия Сигарева, которая в отцензурированном, запиканном, варианте все-таки преодолела фестивальные рамки и произвело сильное впечатление на тех зрителей, которые ожидали очередную новогоднюю комедию под елками.

Режиссер года

Что касается режиссера года, то им становится швед Рубен Эстлунд за «Форс-мажор», показанный в «Ракете» именно благодаря проекту «Cinemascope». Снятый в лаконичной скандинавской манере рассказ о кризисе современной семьи и, шире, цивилизации, вполне сравним с лучшими образцами литературы (книгами Мишеля Уэльбека etc.). При всем своем безжалостном пессимизме, Эстлунд практически гениален как режиссер, что и обеспечивает ему почетное звание.

Фильм 2015 года

Ну а звание лучшего фильма 2015 года в минском кинопрокате получает «007: Спектр» Сэма Мендеса. Последняя часть Бондианы с Дениэлом Крейгом получилась не просто кино, а Кино — нестандартным, неожиданным, большим. Многие его не оценили, но посмотрели, кажется, все.

А теперь остальные лучшие фильмы в минских кинотеатрах по версии «КиноЧтива» (в алфавитном порядке):





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия