Антон Сидоренко, 23 декабря 2015 г.
Вернее, персонажи «Самого лучшего дня» выглядят так, как должны выглядеть жители замкадья. Давно замечено, что как только человек переезжает жить в столицу (за границу), у него тут же возникает иронично-снисходительное отношение к тем, кто в столицу пока не перебрался. Бывший провинциал Жора Крыжовников уже иронизировал на тему провинциалов в своем хите «Горько» двухлетней давности. В этот раз он вновь берет саркастичный тон и по-максимуму высмеивает местечковый алкоголизм, раздолбайство и кумовство.
Надо сказать, юмор Крыжовникова, несмотря на весь сарказм, довольно мягкий, не обидный. Он беспрестанно эксплуатирует самую главную новогоднюю, алкоголическую, линию, а также затрагивает вечный на постсоветских территориях вопрос новейшего матриархата. Перед зрителем проходит череда образов деградирующих обитателей придорожного сервиса, так же похожих на настоящих людей, как и сотрудники телевизионного «Аншлага». Благо, снимались в «Самом лучшем дне» вполне интересные актеры уровня Инны Чуриковой и Елены Яковлевой, поэтому балаган у Крыжовникова вышел все же не таким уж дешевым. А в во многих случаях еще и гомерически смешным.
Дмитрий Нагиев и Ольга Серябкина в фильме «Самый лучший день»
Полнометражный дебют Крыжовникова «Горько» прославился еще и как едва ли не безбюджетная картина, снятая на коленке за полкопейки в стилистике хоум-видео. «Самый лучший день» также эксплуатирует приемы кустарного кино. Однако, оказывается в итоге чем-то очень похожим на новогоднее телевизионное шоу. Дмитрий Нагиев и его весьма именитые коллеги по экрану время от времени неожиданно срываются в исполнение песен, популярных в маршрутках. Фильм в этот момент каждый раз превращается в какое-то подобие телевизионного караоке под новогодний оливье.
В телевизионной стилистике «Самого лучшего дня» нет ничего удивительного — Жора Крыжовников работал, в том числе, на удачном сериале «Кухня» (главной звездой которого как раз был Дмитрий Нагиев) и различных телешоу. Но разница между большим и малым экраном, действительно, ощутимая. В формате большого кино «безбюджетный» стиль Крыжовникова отдает самодеятельностью. По сути, фильм Крыжовникова — типично тусовочное кино, на которое приходят ради телевизионных селебрити. До уровня «рекомендовано к просмотру» его вытягивает Дмитрий Нагиев — человек-оркестр, который сейчас, пожалуй, находится на пике своего мастерства и популярности.
Инна Чурикова, Михаил Боярский и Дмитрий Нагиев в фильме «Самый лучший день»
Нагиев — отдельный жанр сам по себе. У Крыжовникова актер демонстрирует едва ли не чаплиновскую гибкость и райкинский кураж. Смотреть на героев Нагиева без смеха невозможно, а в «Самом лучшем дне» он переигрывает не только самого себя в большинстве других работ, но и коллег по съемочной площадке, среди которых такой же неподдельный интерес вызывает разве что персонаж Валентины Мазуниной, Анжелки из «Горько». Стоит также отметить появление на экране Юлии Александровой (по совместительству, супруги Крыжовникова, чем-то напоминающей молодую Ларису Гузееву). Ей в фильме удалось затмить персонажа поп-дивы Ольги Серябкиной из группы «Серебро». Мельтешит на экране и Михаил Боярский. Хочется верить, что дома на кухне он выглядит все-таки несколько иначе, чем в фильме Крыжовникова.
Вставные элементы-клипы здорово маскируют явные прорехи в крыжовниковой режиссуре. Хотя глупо ожидать от «Самого лучшего дня» того, чего обычно ожидают от стандартных новогодних комедий. Фильм Крыжовникова рождает более сложные и противоречивые чувства. Это явный пример авторского кино, которое из кожи вон лезет, чтобы подружиться с хорошо продаваемым жанром. Жора стремиться не просто повеселить, но и сказать вползающему в новогодний запой населению что-то необыкновенно важное, раскрыть глаза на собственное поведение и образ жизни. Правда, получается у него менее внятно, чем у Василия Сигарева в жутковатой «Стране ОЗ».
Живописуя экзотику провинции, из которой, как известно, все и понаехали, Крыжовникову удалось высмеять не столько условный «народ», сколько народные стереотипы о самом себе. Что, под определенным углом, вполне можно рассматривать как несомненное достижение.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...