Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
На крючке На крючке

«На крючке»: Смена режима

Антон Сидоренко, 2 октября 2008 г.

Хороший триллер по теперешним временам большая редкость. А если он вдобавок политически злободневен, то становится почти обязательным для просмотра.

Тем более, что этот спродюсировал сам Стивен Спилберг.

Честно говоря, начало фильма Ди Джея Карузо с пыльным афганским ландшафтом и стереотипными террористами не обнадеживает. Борьба с полумифическими алькаидами на голливудском экране уже поднадоела. Но «На крючке» (в оригинале «Глаз орла») оказывается лентой-обманкой. Это совсем не про терроризм, это фильм про страх, которым пудрят мозги американцев.

Лучший способ держать человека в повиновении — непрерывный искусственный стресс. Джерри (набирающий звездную силу Шиа Лабеф), а, как впоследствии выясняется, множество других граждан США до сенаторов включительно, попадает на крючок таинственной всемогущей организации. Приятным женским голосом по телефону жертвам сообщают, что надо делать. Отказаться невозможно, убежать тоже: представители странного голоса всемогущи, легко разворачивают поезда и регулируют уличное движение. И главное, знают все и про всех. Постепенно становится понятно, что Джерри — важное звено в антиправительственном заговоре всепланетного масштаба. И устроил этот заговор самый важный элемент оборонительной системы США…

Шайа Лабаф и Мишель Монаган в фильме «На крючке»
Шайа Лабаф и Мишель Монаган в фильме «На крючке»

На фоне дорогостоящих, но зачастую невнятных кинокомиксов, которые, безусловно правят бал в нынешнем сезоне, триллер Карузо приятно удивляет внятным монтажом и продуманным сюжетом. Поначалу «На крючке» чем-то напоминает «Особо опасен» Тимура Бекмамбетова. Там тоже полулузер начинает играть по правилам таинственной организации. Да и герой Шиа Лабефа внешне немного напоминает героя Джеймса Макэвоя. Но с каждой последующей сценой становится все понятнее, что перед нами не сказка, а высокотехнологичный триллер. Говорить о новом слове в развитии этого жанра не приходится, но на фоне остальных фильмов «На крючке» выглядит очень солидно. Его авторы ловко манипулируют сознанием зрителя, и фантастический по смыслу сюжет начинает восприниматься как абсолютно реальный.

С одной стороны, «На крючке» продолжает серию фильмов, в которых эксплуатируется фобия человека перед все более усиливающимся электронным интеллектом. Тут стоит, безусловно, вспомнить «Космическую одиссею» Стэнли Кубрика, где запрограммированный на заботу о человеке компьютер начинает самостоятельно решать за человека. С другой стороны, мытарства Джерри и его спутницы (Мишель Монаган) отсылают к «Трем дням кондора» Сидни Полака, в которых ЦРУ преследует вышедшего из повиновения сотрудника.

С ума в ленте Карузо сходит не абы какой макинтош, а супермозг, которому доверили управление государством. Одно из самых слабых мест «На крючке» — внешний вид взбунтовавшейся железяки. Весь суперкомпьютер сконцентрирован в одной комнате и похож на какого-то спилберговско-лукасовского робота-инопланетянина. Куда правдивее было бы вообще не показывать мозговой центр, ограничившись голосом: было бы страшнее и правдивее.

Билли Боб Торнтон в фильме «На крючке»
Билли Боб Торнтон в фильме «На крючке»

Ведь кроме компьютера (хотя, кто его…) все остальное в фильме чистая правда: мобильники, которые подслушивают своих владельцев, контроль над перепиской, банковскими вкладами, слежка со спутника, в общем, все, что теперешние власти США объясняют борьбой с терроризмом. Создатели «На крючке» оказались хитрее того же Майкла Мура, который рубит правду-матку, называя обитателей Белого дома преступниками. Они закамуфлировали свое «фе» под триллер, а главного врага под чересчур ревностно относящийся к своим обязанностям компьютер. И в этом, конечно, высший пример патриотизма — руководство США не может быть выставлено злодеями ни при каких обстоятельствах. Но параллельно авторы «На крючке» выпустили немало острых стрел в адрес правящей в Америке партии. Например, когда ФБР проверяет личность погибшего иранца, звучит чудесная фраза, что-то вроде: «Подозрению не подлежит, голосовал за республиканцев». Или принцип, по которому действует взбунтовавшийся компьютер: «Мы, народ Соединенных Штатов, имеем право сменить правительство, если его деятельность угрожает безопасности Соединенных Штатов». Предвыборный намек ясен.

Демократ Стивен Спилберг наверное тем и велик, что умеет снимать важные вещи детским языком. Так было и с его «Челюстями», в которых усматривают критику режима Никсона, и с «Близкими контактами третьего вида», где правительство скрывает правду от народа. «На крючке» спродюсирован все для тех же больших детей, которые выросли на сказках Спилберга и Лукаса. Дойдет ли до этих детей патриотический мессидж, узнаем после первого вторника этого ноября.





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия