Антон Сидоренко, 28 сентября 2008 г.
Экранизация мюзикла бывших участников группы «АВВА» Бенни Андерссона и Бьорна Ульвеуса должна была появиться на русскоязычных экранах еще в конце июля. Фильм Филлиды Ллойд и вправду типичное летнее зрелище — легкое, яркое и быстро вылетающее из головы. Главное его достоинство — бессмертные хиты шведских поп-старов, которые на слуху уже у нескольких поколений. Но «Мамма миа!» вовсе не жертвоприношение эпохе диско. Действие в ленте происходит в наши дни, на одном из бесчисленных греческих островов, где расположен старенький отель, владелица которого Донна (Мерил Стрип) выдает замуж дочь Софи (Аманда Сейфрид). Энергичная Донна — живой памятник эпохи свободной любви: Софи она зачала от одного из трех поклонников, от которого конкретно — не помнит. Погрузневшие поклонники приезжают на свадьбу. Из выяснений, кто же из них папа, и состоит большая часть сюжета.
В отличие от «Через Вселенную» Джулии Теймор (недавнего мюзикла на песни «Битлз»), «Мамма миа!» не блещет разнообразием. Нехитрое, очень предсказуемое действие через равные промежутки прерывается музыкой «АВВА». Правда, не оригинальной, а специально записанной. Все песни исполняют сами актеры. Каждый из них поет в меру своих способностей. Мерил Стрип и тут оказывается молодцом, демонстрируя неплохие для драматической актрисы вокальные данные. Пирсу Броснану, который играет одного из предполагаемых пап, приходится тяжелее: певец из него никудышный. Но, так или иначе, и он справляется со своей задачей.
Мерил Стрип и Пирс Броснан в фильме «Мамма Миа!»
Правда, ко второй половине следить за всем этим караоке становится скучновато. В голову начинают проникать разные непотребные мысли, вроде: куда катится наша высокоразвитая цивилизация, если мамы не знают имени папы своего взрослого ребенка? Ребенок тоже хорош: в итоге раздумывает выходить замуж. С другой стороны, тот губошлеп, за которого собиралась Софи, на роль отца пока явно не годится. Так что, когда несостоявшиеся молодожены синхронно решают не торопиться, а «поездить по миру, поискать себя», вздыхаешь с некоторым облегчением — одним разводом будет меньше.
В целом, «Мамма миа!» — сугубо женское зрелище. Рюшечки-цветочки, сопельки-платочки… Лучшего символа для нашего феминизированного мира, чем три взрослых мужика, скачущих под дудку старой любовницы, не подобрать. Герои картины часто произносят слово «любовь» в различных вариациях, но что это такое, явно не понимают. Словом, фильм снят для тех, для кого приготовление к свадьбе (выбор платья там или цвета глаз жениха) важнее, чем то, что будет на следующее утро после торжественного бракосочетания. Легковесная эпоха диско предлагала жить одним днем, точнее, одним затянувшимся вечером. «Мамма миа!» похожа на блестки на костюме диско-дансера. Вечер окончился, блестки облетели. На языке остались только песни «АВВА».
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...