Антон Сидоренко, 7 января 2008 г.
На этот раз о мужчинах и женщинах, но с несколько садомазохистским оттенком. Безумно красивый и увлекательный.
«Вожделение» чем-то напоминает недавнюю «Черную книгу» Пола Верховена. И там, и там авантюрно-приключенческий сюжет разворачивается в годы Второй мировой войны. И там, и там героиня участвует в Сопротивлении, внедряется под чужим именем в стан злейших врагов. И там, и там героиня имеет связь (слово «влюбляется» пока опустим) с опасным неприятелем. Вот только Верховен выбрал для своего детища увлекательную оболочку плутовского романа. А Энг Ли, как восточный человек, предпочел спрятаться за полутонами любовной драмы.
Хотя поначалу «Вожделение» напоминает шпионский детектив. Одни китайцы, условно хорошие, следят за другими, условно плохими, коллаборационистами, которые продались коварным и жестоким японцам. «Хорошие» — юные студенты, чем-то напоминающие «молодую гвардию», неудержимы в своем патриотическом порыве. Чтобы уничтожить главу предателей Йи (это такая фамилия, Йи) они готовы и красивую девушку под него подложить, и пособника негодяя в достоевском духе (с долгим размазыванием по экрану красной жидкости) замочить. Девушку — сексуально-эротическую жертву играет дебютантка большого экрана Тан Вэй, а предателя — шефа коллаборационистской полиции — любимец Юго-Восточной Азии, да и всего остального мира в целом, Тони Люн. Главный артист Вонга Карвая находится на пике своих актерских возможностей и мужской красоты. Как сексуальный демон, страшный и заманчивый одновременно, он притягивает к себе главную героиню. Но до самого конца мы так и не поймем — страсть или долг перед родиной толкали милую Вонг Ча Чи в лапы обольстительного злодея.
Тан Вэй и Тони Люн Чи Вай в фильме «Вожделение»
У создателя «Ледяного ветра» и «Горбатой горы» не бывает простых и понятных зрителю любовных историй. Его любовь всегда замысловата, закручена, наполнена патологической страстью. Энг Ли не раскладывает свои выводы по полочкам. Он оставляет пространство для зрительского участия, куда большее, чем остальные работавшие в Голливуде режиссеры. «Вожделение» своей недосказанностью чем-то напоминает шедевры уже упомянутого Вонг Карвая. Жесткое ретро «Вожделения» где-то даже перекликается с мягким ретро «Любовного настроения». В отличие от напичканной приметами страшной военной эпохи «Черной книги», у Энга Ли война показана мельком. Упор сделан на чувства отдельных ее участников, снятые камерой самого модного в Голливуде мексиканского оператора Родриго Прието, соавтора Алехандро Гонсалеса Инъярриту по его знаменитой трилогии и успевшего поработать даже с Оливером Стоуном. Но если «Вавилон», к примеру, глушит зрителя ярким солнцем и красками, «Вожделение» словно подернуто полупрозрачной дымкой сдержанных оттенков. Герои «Вожделения» не часто проявляют явные эмоции, страсти кипят за фасадами внешне бесстрастных азиатских лиц, и голливудскому оператору удалось снять их наилучшим образом.
Думаю, Энга Ли после «Вожделения» следует назвать одним из лучших режиссеров современности. Если надо, он может выдать суперпрофессиональный комикс «Халк» или более специфический, но даже более актуальный сейчас китайский «усепянь» «Крадущийся тигр, затаившийся дракон». «Вожделение» хочется сравнить с хорошим любовным романом, безжалостным, обнажающим нервы автора и читателей. В кино можно подобрать только один аналог — «Ночной портье» Лилианы Кавани. Причем, сравнение, как ни странно, в пользу «Вожделения». Сюжет ленты Энга Ли куда более закрученный и неоднозначный. По части обещанной в рекламе эротики «Вожделение» «Ночному портье» не уступит, а, даже, покруче будет.
Тан Вэй, Ван Лихом и Джоан Чен в фильме «Вожделение»
Некоторую трудность нашему не привыкшему к азиатскому кино зрителю доставят труднозапоминающиеся лица и имена персонажей. Но режиссер «Вожделения» явно старался приглашать на роли китайских актеров с по возможности европейскими чертами лица. В принципе, тот же Тони Люн хорошо известен и белорусской публике. Советую также обратить внимание на актрису, которая играет жену предателя Йи. Это несколько изменившаяся Джоан Чен, симпатичная китаянка из «Твин Пикса» Дэвида Линча. Что касается дебютантки, двадцативосьмилетней Тан Вэй, то ее игра превосходна. Один пример. Между двумя эпизодами фильма проходит три года, и актриса чудесным образом преображается из юной наивной девочки в молодую, но уже опытную женщину. Глядя на уверенную игру Тан Вэй, можно уверенно сказать, что у примы китайского экрана Ли Гун появилась достойная смена.
После просмотра «Вожделения» так и подмывает сказать, что настоящая любовь без трагедии не обходится. Но чувства уверенности в выводах и суждениях Энг Ли не внушает. Этот фильм — один огромный вопросительный знак, который ставит под сомнение сам факт любви.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...