1957 год. В венском отеле случайно встречаются бывший нацист и бывшая заключенная концлагеря. Пробудившиеся воспоминания как палача, так и жертвы разжигают между ними странное, противоестественное влечение, которое психоаналитик назвал бы садомазохизмом...
Актерская игра бесподобная. При одном только взгляде на соответствующих актеров, понимаешь, что перед тобой бывший нацист. Каждый из них с легкостью попадает под визуальное определение немецкого офицера и при этом каждый из них индивидуален. Каждый из них по-своему показывает служителей фашизма во время войны и после.
И в этом фильме меня больше всего и поразила их игра. Что же касается основной "любовной" линии, то на мой взгляд это какое-то сумасшествие нездоровых людей.
Да и отголоски итальянского неореализма плюс бесконечные планы и музыка поначалу очень утомляют.
P.S. Но в целом тянет пересмотреть этот фильм
Отзыв был изменен 16 ноября 2009, 15:58
очень красивый, сильный фильм. его хочется смотреть снова и снова...
Он уставший от своей работы человек. Его зовут просто – Макс. Он – ночной портье. Он вынужден в силу специфики своей профессии угождать клиентам – постояльцам одного из венских отелей: вести занимательные беседы с престарелыми дамами, быть зрителем в шоу одного танцора… он пресыщен жизнью, он высокомерен, его уже давно ничто не удивляет…
…но в один прекрасный момент в своей гостинице он встречает незнакомку, от которой не может отвести свой взгляд.
Это Лючия. Она сопровождает своего мужа, дирижера оркестра, гастролирующего по всему миру. Ее лицо свежо и красиво, но оно говорит только об одном – усталость и равнодушие. Равнодушие ко всему происходящему вокруг. Она, натянуто улыбаясь сво-ему собеседнику, подходит на регистрацию в венском отеле и…встречается взглядом с Максом.
И видя, как эти двое незнакомцев смотрят друг на друга, волей неволей понимаешь, что тут скрыта тайна.
Зловонный коридор нацистского концлагеря, переполненный обнаженными телами узников. Кто-то еще стыдится и прячет свою наготу, кому-то уже все равно. Вдруг посре-ди коридора появляется офицер SS с помощником. У офицера в руках кинокамера. Она вглядывается в лица заключенных, скользит по их нагим телам, но вдруг замирает на лице одной из девушек и похотливо своим стеклянным глазом рассматривает ее без всякого стыда. Лючия прикрывает рукой лицо от слепящего света, но Макс продолжает снимать свой фильм.
Таково начало истории любви, которую для нас рассказал молодой итальянский режиссер Лилиана Кавани. Это ее третья картина, не считая ее работ в области кинодокументалистики.
Это не фильм, живописующий ужасы нацизма и изобличающий его вседозволенность, эта картина о другом, она о чувстве, самом прекрасном чувстве, пережив которое, человек меняется и не будет таким, каким был прежде. О любви.
Но cоль земли в том, где, когда и при каких обстоятельствах зарождается это чувство. Система координат Кавани такова: отправная точка – вторая мировая война, фашистский концлагерь, он «палач», она «жертва»; конечный пункт – 1957 год, Вена, она респектабельная замужняя женщина с завидным будущим, он – всего лишь портье в городском отеле, прислуживающий по ночам и живущий в своей тесной невзрачной квартирке.
Путь и причины трансформации героев при переходе из отправной точки в конечную не интересуют автора. Да в этом и нет необходимости, важно другое. Важно то, что обе жизненные кривые Лючии и Макса, не успев пересечься спустя определенный период времени, достигают точки экстремума.
Встретившись, они понимают, что, не смотря на прошедшие пятнадцать лет, их чувства разгораются с новой силой и сжигают все, что было когда-то важным в их другой, прошлой жизни – жизни без своего кумира.
Макс больше не боится, в отличие от его единомышленников по третьему рейху, что длань судьбы в лице выжившего свидетеля его зверств покарает за содеянное и приставит к стенке, он знает, что его серая жизнь наконец обрела свой смысл, имя которому Лючия, и он ни за что на свете не поднимет руку на живое воплощение своей кары небесной и она без оглядки ответит ему тем же. Доверив свою жизнь в его руки, она будет любить его страстно и пылко, доказывая ему и нам, что муж и вся ее прошлая жизнь не больше чем пыль.
Такова любовь по Кавани. Она физиологична, но куда без этого. Она переступает рамки привычной морали, но спрашивается – а судьи кто? Эти двое живут по своим правилам и нормам непонятным нам и той среде, в которой их любовь живет, но они счастливы, они вместе, они больше не хотят и не будут друг без друга.
Но когда идешь вразрез установленным правилам, система всегда наказывает тебя. Это вселенское правило. Однажды Арлекин и Коломбина решают утром прогуляться. Два выстрела в сердце. А нам в душу. Занавес.
жуткая дрянь...циничный шокирующий неприятный фильм, после которого хочется пойти и часа два тереться в дУше мочалкой.
Вышедший в 1974г. фильм произвел эффект разорвавшейся бомбы. Никто еще до Кавани не показывал ужасы фашизма, воспоминания о которых были еще очень сильны во всем мире, через мазохистский противоестественный любовный роман! Эротические сцены, демонстрируемые в ленте, по тем временам являлись очень откровенными. По этим двум основным причинам картина оказала сильное впечатление на смотрящие массы. Сейчас, по прошествии более 30 лет, когда Вторая Мировая окончательно стала историей, а эротика на экране быстро превращается в порнографию, «Ночной портье» вряд ли кого-то может шокировать. Но Кавани не была бы великим режиссером, если бы просто сняла полупорнографическую для тех времен ленту, эксплуатируя больную, все еще кровоточащую тему. «Портье» был и остается по сей день жестокой, болезненной, но по-своему красивой историей любви, побеждающей смерть. Кто сказал, что любовь – это нежность, романтика, заоблачность и доброта? А почему она не может быть болью, кровью, насилием и испепеляющим влечением? Именно об этом и говорит в своей картине Лилиана Кавани. Главные герои вовсе не извращенцы, не больные и не сумасшедшие. Они не более безумны, чем любая страстно влюбленная пара. Просто великое чувство зародилась в них в нечеловеческих условиях, когда один был палачом, а другая – жертвой. Поначалу Макс действительно кажется своеобразным сексуальным маньяком, но на своем пути он встречает родственную душу, которая понимает его и принимает его именно таким. И если их тюремные отношения все равно можно трактовать как удовлетворение болезненной похоти Макса и беспомощного подчинения Лилии, то прошедшее время и случайная встреча в послевоенной Австрии безоговорочно подтверждают, что то чувство, ни что иное, как любовь. Невозможность жить друг без друга, боязнь потерять маленькое личное счастье, готовность пожертвовать всем ради любимого! Что же это, по-вашему, как не Высшее Чувство?
Фильм получился сильным, умным и тяжелым. Картина смотрится очень непросто, но это не недостаток мастерства Кавани, а способ показать душевное состояние героев. Война давно окончена, но все равно остались «свои» и «чужие», поэтому окружающий мир никогда не примет эту странную, ужасную с моральной точки зрения любовь. Но герои все равно борются за свое счастье, зная, что они обречены, и до последнего вздоха остаются вместе. Поэтому «Ночной портье» - это фильм не о победе над фашизмом, не о половых извращениях, не о сексе и насилии. Это просто кино о самом главном в этой жизни.
Сильный, несколько фрейдиский - фильм - эксперимент. Интересен, как единственное в своем роде исследование наследия фашизма. Во - многом часть почти трилогии: "Гибель богов" Висконти - зарождения -фашизма, "Конформист" - расцвет. "Ночной портье" - последствия...
Господа, поделитесь впечатлением... Хочется посмотреть раннюю игру Шарлотты Рэмплинг.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...