Антон Сидоренко, 10 мая 2005 г.
Их соучастником можно стать не только перелистывая Библию, но и купив билет в кино.
Давно уж Голливуд не подгонял нам блокбастера классических пропорций. Кому, как ни заслуженному специалисту по фильмам типа «коллосаль» Ридли Скотту было потрясти кошельки потенциальных любителей широкого экрана, Dolby Stereo и Орландо Блума. Более масштабных съемок и спецэффектов минские кинотеатры не видели с «Александра» Оливера Стоуна. Но психоделический пеплум про первого завоевателя Ойкумены у автора «Взвода» и личного друга Фиделя Кастро получился или слишком заумным, или слишком занудным (критики так и не определились). Зритель на «Александра» пошел, но оценил ли по достоинству, до сих пор непонятно.
Именно с «Александром» можно и нужно сравнивать новое творение от изобретателя псевдоантичной игрушки с латинским названием «Гладиатор». Не менее масштабный «Властелин колец» для сравнения слишком фантастичен, а «Троя» чересчур примитивна. Новый фильм Ридли Скотта, кстати, пошел в Беларуси почти одновременно со всем миром. (Отставание на пять дней было обусловлено выходом на минские экраны мощнейшей белорусской картины «Глубокое течение», с которой, понятное дело, ни один ихний блокбастер тягаться не в силах). Как и в «Александре», действие «Царства» разворачивается в Азии, куда за каким-то чертом отправляются воевать очередные европейцы. На этот раз — крестоносцы, которые и в действительности владели Святой землей почти сотню лет. Хотя действие обеих картин разделяет полторы тысячи лет, итог для завоевателей выходит один: Азия оказывается сильнее в силу своей природной живучести и игры по таинственным, одной ей ведомой правилам. «Царство» — это история о последних годах пребывания европейцев в Палестине, но история не только их военного поражения от войск мудрого повелителя Сирии Салладина. В первую очередь, это увлекательные приключения молодого рыцаря Балиана (Орландо Блум).
Орландо Блум и Лайам Нисон в фильме «Царство небесное»
Как кинематографист Скотт явно обыграл по степени политкорректности своего коллегу Стоуна (человека с безмерно левыми взглядами). Хотя «Царство» почти безупречно и с постановочной части, постоянно развлекая зрителя все новыми и новыми аттракционами. Фильм наверняка приведет в восхищение членов многочисленных рыцарских клубов. Несомненно, он станет подобно «Храброму сердцу» еще одной культовой вещью современных айвенго. Батальные сцены в исполнении Скотта хотя и уступают битве при Гавгамелах из «Александра» по степени кинематографической выдумки (дух они не захватывают), но зато берут размахом и продолжительностью. А главное, правдоподобием: остается непонятным степень участия в фильме компьютерщиков. Войска Салладина и крестоносцы — защитники Иерусалима явно размножены электроникой, но этого совершенно не ощущается.
Что хорошо ощущается — это мощный антивоенный посыл, который от лица всех демократов Голливуда высказал своим фильмом Ридли Скотт Джорджу Бушу и всей его замечательной администрации. Окопавшиеся в Палестине крестоносцы как две капли воды напоминают американцев в Ираке. Они тоже делятся на хороших, которые заключают мир с мусульманами, пытаются постичь тайну исламской психологии и помогают крестьянам пустить воду на пустынные земли, и плохих, которые жаждут только крови и войны. Хорошие в лице Балиана, начальника королевской стражи Тиберия (как всегда блистательный Джереми Айронс) и короля Бодуэна (сыгранная полностью под серебряной маской роль Эдварда Нортона; нам из-за дубляжа и голоса-то его не досталось) в итоге побеждают, но цена победы горькая: Иерусалим придется оставить мусульманам, а самим вернуться в Европу. Параллели с азиатскими авантюрами бушей и с положением на Ближнем Востоке слишком очевидные.
Орландо Блум и Ева Грин в фильме «Царство небесное»
Впрочем, противникам политики на экране опасаться нечего — как настоящий блокбастер «Царство» удовлетворяет потребности всех категорий зрителей. Лирическую линию, например, представляет замечательная Ева Грин из «Мечтателей» Бертолуччи в роли сестры короля Иерусалимского. Но не успеет разгореться любовный роман между главными героями (кстати, очень скромный по сегодняшним меркам), как бесчисленные армии Салладина уже запылят по направлении к Городу Золотому, про который так проникновенно пел Борис Гребенщиков. Вообще же, «Царство» здорово напоминает вестерны про первых поселенцев. Недаром Палестина в устах одного их героев фильма точь-в-точь как Америка: «место, где за несколько дней можно стать всем или превратиться в ничтожество». И отношение колонизаторов-крестоносцев к иноверцам очень похоже на отношение европейцев к индейцам.
Там, где участвуют живые актеры — все тоже очень красиво и правдоподобно (для человека, не оканчивавшего истфака, по крайней мере). Орландо Блум, со средневековой бородкой жутко напоминающий Джонни Деппа, — пожалуй, единственная натяжка (уж слишком тонок в кости для кузнеца), но про его внешний вид быстро забываешь, глядя, как уверено он держится в седле и орудует средневековыми орудиями убийств. В лучших традициях «Гладиатора» главному герою «Царства» отведено значительное место для рефлексии. И как на плачущего Рассела Кроу, смотреть на страдающего Блума совсем не хочется, а тем более, жалеть его. Глаза жаждут поскорее окунуться в битву, и режиссер с удовольствием предоставляет нам эту возможность...
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...