Антон Сидоренко, 19 мая 2005 г.
Я вот, например, не мечтал. Зато, когда по экрану побежала знакомая лесенка титров и зазвучал призывный сигнал всем известной мелодии, то захотелось вернуться в детство. Чтобы от души насладиться зрелищем.
«Эпизод III» оказался лишь логическим завершением первых двух «новых» частей. Из достоинств которых в третью перешли умопомрачительные спецэффекты, фантастические виды иных миров, планет и космических сражений. А главным недостатком можно признать торопливость, с которой Лукас пересказывает события, стремясь побыстрее замкнуть разорванную в 1999 году с выходом «Эпизода I» цепочку событий.
Для давнего поклонника самых ранних фильмов новая серия наверняка покажется довольно примитивным зрелищем. Учитывая, что сюжет финала (промежуточного, если следовать сказочной мифологии Лукаса) стал известен задолго до премьеры, основной интерес представляет вопрос, каким образом скромный юноша с ангельским ликом Хайдена Кристенсена (обязательно посмотрите «Аферу Стивена Гласса», там он неподражаем) превратиться в чудовище Дарта Вейдера и как этот процесс будет выглядеть на экране. Что ж, ничего экстраординарного Лукас предложить на этот счет не сумел. Банальная схватка с Оби-Ваном, чей кладенец оказался на два вершка длиннее и на долю секунды проворнее: небольшой чик-чирик у пылающего лавопада и маэстро может заказывать черный самурайский шлем в соответствующей мастерской. Цимус, как говорят индусы, заключался не в этом.
Эван Макгрегор и Хэйден Кристенсен в фильме «Звездные войны: Эпизод III — Месть Ситхов»
«Месть Ситхов» (Боже, как легко перепутать с сикхами!) действительно выглядит продолженной на полуслове «Атакой клонов». Человек, который не видел предыдущей части, в сути дела разберется не сразу. Кишащая объектами картинка гипнотизирует сама по себе и вникать в сложное политическое положение Республики, которая вот-вот станет хорошо нам известной Империей, ей-богу, не хочется, да и нет времени. Лукас и не пытается заинтересовать зрителя. Диалоги на фоне картонных стен межгалактических декораций настолько примитивны, что выглядят как куски из сценария самой лучшей пародии на «ЗВ» — «Spaceballs» 1987 года режиссера Мела Брукса. Никакой интриги в фильме изначально не предполагается, Анакин сразу встает на сколький путь Горлума, соблазненного большой властью, и поддается темным силам вновь образованной Империи. А наивные Оби-Ван Кеноби и Йода просекают измену Скайуокера только в самом конце. Кстати, Йоду вполне можно считать главным героем «Эпизода III». На фоне передвигающихся ненатуральными рывками дроидов и вялой игры живых актеров анимированная игра этой причудливой помеси Шрэка и Чебурашки выглядит наиболее достойно.
Мурашки по коже пробегают только один раз, в самом конце «Мести ситхов», когда на минуту мы с Лукасом возвращаемся в 1977 год. Внезапно на экране появляются фанерные внутренности имперского крейсера с разноцветными лампочками вместо компьютеров, а перед Вейдером и Императором предстает каркас будущей Звезды Смерти, которую Люк Скайуокер лихо завалит в «Новой надежде».
В свое время, один из столпов современного Голливуда, Джордж Лукас выиграл со своими звездными сагами почетное звание создателя Библии масскульта в плотном сражении с Дж.Р.Р. Толкиеном и Питером Джексоном. Шестиступенчатое творение калифорнийского кудесника идеально выполняет и развлекательные, и развивающие функции: в меру агрессивно, в меру познавательно, в меру интерактивно. Целлофановое поколение второй половины 1970-х было ошарашено невиданными спецэффектами, а главное, серьезностью интонации, с которой авторы «ЗВ» обращались к нему с экрана. В отличие от волшебно-непредсказуемого мира Средиземья, с его порой неразборчивыми причинно-следственными связями, мир Джорджа Лукаса и Алана Дина Фостера (автора книги) абсолютно логичен и в соответствующем масштабе один к одному повторяет технократическую цивилизацию планеты Земля образца последней четверти ХХ века. «Далекая-далекая Галактика» на поверку оказывается миром победившего материализма и позитивизма, где бал правят укротители механизмов. И единственное исключение — таинственная Сила, которой обладают рыцари-джедаи, прочем активно использующие высокотехнологичное оружие в виде подпиленных лазерных лучей.
Натали Портман в фильме «Звездные войны: Эпизод III — Месть Ситхов»
Лукас предельно упростил уже существовавший до него мир научной фантастики, добавив в свой коктейль восточную философию и самурайские мечи, «Триумф воли» Лени Рифеншталь и мифологию Толкиена. (Особенно активно он использовал наработки фэнтези в новых эпизодах, создавая фантастические миры и планеты с драконами и вулканами). Кроме того, трилогия Лукаса стала совершенно новым словом в области спецэффектов, на которых и держится современное кино аттракционов. В итоге продюсеру и режиссеру Лукасу удалось суммировать главные наработки мирового масскульта и понравился почти всем.
С 1999 года, однако, дела у изобретателя Дарта Вейдера пошли со скрипом. Эпизоды I и II выглядят чересчур детскими и, действительно, напоминают скорее модное на рубеже тысячелетий фэнтези, чем классическую science fiction. В последней части Лукас пытается сделать фильм актуальным для взрослых за счет политической интриги: вся история с нападением ситхов на Республику уж очень напоминает 11 сентября. Тем более, что герои «Эпизода III» постоянно треплются о «демократии, которой угрожает опасность». На деле оказывается, что тот, кто больше всего трепался об угрозе демократическим порядкам, и есть главная угроза Свободе. Прозрачно, не правда ли? Не знаю, подразумевал ли Джордж Лукас Джорджа Буша мл., создавая образ сенатора Палпатина, но аналогия выходит почти стопроцентная.
В начале восьмидесятых американский президент Рональд Рейган по аналогии именно со «Звездными войнами» обозвал СССР «Империей зла». Новые серии космической саги вышли аккурат в разгар нового мирового противостояния. И снова противники главного оплота Демократии и Свободы предстают перед зрителями CNN и BBC нелюдями и дроидами, которых совсем не жалко порубать лазерным мечом или залить в пещерах очередной порцией напалма. Но только и Республика уже давно примерила Кольцо Всевластия и вошла в тень. Еще чуть-чуть, еще одно маленькое усилие зловредного канцлера и она сама превратиться в Империю зла. На примере Анакина Скайуокера Джордж Лукас подробно демонстрирует этот процесс. Поймет ли его кто-нибудь из жителей Республики, кроме Майкла Мура, вот в чем вопрос.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...