Антон Сидоренко, 16 мая 2013 г.
По иронии судьбы, связанный всю карьеру с музыкальным театром Лурман в своих нечастых, но громких киноработах использует взращенную модными музыкальными телеканалами восьмидесятых-девяностых форму. Апофеоза стиль Лурмана достиг в оскароносном «Мулен-руж» (2001), где в гротесковом мире парижского кабаре разгорались душераздирающие страсти опереточных персонажей. С тех пор режиссер находился в творческом и финансовом поиске. Но попытка снять мегаблокбастер а-ля Спилберг («Австралия», 2008) провалилась, несмотря на суперзвезду Николь Кидман в главной роли. И Лурман вернулся к отработанному в «Ромео+Джульетта» и «Мулен Руж» верному приему.
Надо сказать, набросить гламурный клиповый флер на хрестоматийные сюжеты Лурману, на удивление, удается без пошлости и примитивных стереотипов, неизменно возникающих у других осовременивателей классики. При том, что с формой и содержанием режиссер не церемонится. «Великий Гэтсби» меньше всего напоминает стилизацию под знаменитую «Эпоху джаза». Несмотря на то, что клиповый монтаж был изобретен в те самые 1920-е, в которых и происходит действие знаменитого романа Фицджеральда, фильм Лурмана — скорее, гимн скоротечной эпохе глянцевых вечеринок сгинувших в пламени финансового кризиса двухтысячных. Чего режиссер в своих интервью, собственно, и не отрицает. А ультраяркий изобразительный ряд ленты (оператор Саймон Дагган и цифровые камеры RED Epic) приводит на ум сравнения с провинциальным китчем участников современного песенного конкурса «Евровидение».
Кэри Маллиган и Леонардо ДиКаприо в фильме «Великий Гэтсби»
Разумеется, лучше рекламы этой картине, чем Леонардо Ди Каприо в главной роли и участие в качестве фильма-открытия на Каннском фестивале, сложно и пожелать. Вокруг «Великого Гетсби» была спровоцирована великая рекламная шумиха. В Москве после пресс-показа прокатчики взяли подписку о неразглашении сюжета фильма у критиков и журналистов. Хотя, откровенно говоря, особых расхождений с классическим сюжетом Фицджеральда в фильме База Лурмана не наблюдается.
Лурман берет внимание зрителя не хорошо известным со школьной парты сюжетом. А особой атмосферой сумасшедших вечеринок, американского купеческого разгула и светских безумств в кадре. Точно так, как и в книге Ф.С.Фицджеральда главной является неповторимая атмосфера общества, прожигающего жизнь между двумя Мировыми войнами. «Великий Гэтсби» именно тот пример голливудского кино, которое мы ожидаем в кинотеатрах: высокотехнологичное, но одновременно простое и доступное зрелище, которое, однако, не скатывается в подростковый аттракцион.
Баз Лурман дивным образом скрестил беспечный Нью-Йорк эпохи преступных бутлегерских империй и китч современной глобальной поп-культуры. «Великий Гэтсби» вызывающе фонтанирует в ритме трип-хопа и изливается на зрителя-слушателя композициями Beyonce и Lana Del Ray, которые бы в другом месте звучали бы слишком вульгарно.
На фоне невероятных безумных вечеринок, которые устраивает в своем роскошном поместье-ксанаду Гэтсби Ди Каприо, даже любовный треугольник главных героев выглядит совсем не обязательным. И, тем не менее, Лурман (не иначе как в интересах кассы) во второй половине фильма педалирует мелодраматическую линию, что не очень хорошо сказывается на ритме картины. Из безумного клипа «Великий Гэтсби» на несколько десятков минут проваливается в «Санта-Барбару», и богатые плачут в кадре в тех местах, где должны были веселиться.
Тоби Магуайер, Элизабет Дебицки и Джоэл Эджертон в фильме «Великий Гэтсби»
Отдавая дань открывшему его в «Ромео+Джульетта» 17 лет назад Базу Лурману, красиво повзрослевший Леонардо Ди Каприо старательно разыгрывает не вполне убедительный любовный дуэт с трогательной блондинкой Кэри Маллиган. В свое время блистательно исполнивший роль авиационного магната Говарда Хьюза в «Авиаторе» Скорсезе, в «Великом Гэтсби» Ди Каприо играет общие представления о том, как может выглядеть влюбленный богач. Ярчайшей (без преувеличения!) голливудской звезде здесь явно не хватает природного дуализма, который позволяет быть одновременно и сладким, и гадким. Как, к примеру, герою актерского двойника Ди Каприо Майкла Питта в той же «Преступной империи». Ведь Гэтсби, как и эксцентричный гражданин Кейн великого Орсона Уэллса, был персонажем с двойным дном — расчетливым дельцом с ранимой и нежной душой.
С другими актерами дело обстоит проще — их игра добротна и оттеняет существование на экране героя Великого Лео. Коротышка Тоби Магуайр отлично вписывается в образ вечно удивленного приятеля Гэтсби, от имени которого ведется повествование. Вышеупомянутая Кэри Маллиган вполне могла бы свести с ума разбогатевшего на нелегальном виски сына нищих фермеров. Джоэл Эдгертон в роли мужа-рогоносца демонстрирует ровно ту степень инфернальности, которую в представлении среднего зрителя может себе позволить светский жуир середины 1920-х.
Любопытно эпизодическое появление в фильме суперзвезды индийского кино Амитабха Баччана в роли делового партнера Гэтсби Мейера Вульфшема. Не исключено, его роль — символ вклада какого-нибудь очередного индийского нувориша в уже который год стагнирующий Голливуд. Если бы Баз Лурман и его коллеги-продюсеры «Великого Гэтсби» были посмелее, то они, безусловно, сделали бы главного героя индусом, русским или бразильцем, на худой конец, а действие перенесли бы в ошалевший от бабок из БРИКСа Лондон. Вот это были бы страсти! А так, «Великий Гэтсби» вызывает исключительно однократное восхищение.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...