Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Аватар Аватар

2010: Конец фильма

Антон Сидоренко, 7 января 2011 г.

Прошедший год будут вспоминать еще долго. Хотя бы потому, что в этом году в Минске умер традиционный, пленочный кинопрокат.

То есть, конечно, фильмы на пленке еще показывают, в том числе, в самом популярном нынче минском кинотеатре «Беларусь». Но все больше кинотеатров переделываются под цифровую аппаратуру, а ретро и вовсе крутят запросто с DVD. Причем цифровые показы по популярности явно обгоняют пленочные за счет триумфального шествия стерео — жутко модного в этом сезоне.

Долгие годы стерео с пленки было экзотическим аттракционом и вот, с легкой руки Джеймса Кэмерона, и его «Аватара», стало общедоступным. Судя по всему, в ближайшие два-три года цифровой стерео-аппаратурой будут оборудовано большинство столичных кинозалов. Таким образом, на сто шестнадцатом году существования кино наступил настоящий «конец фильма», если понимать под «film’ом» обычную кинопленку.

Плохо это или хорошо? С одной стороны хорошо, потому что изображение на экране кинотеатра теперь будет всегда гарантированно идеальным, вне зависимости от количества сеансов. С другой стороны прокат станет менее мобильным и зависимым от дистрибьюторов, которые теперь смогут полностью контролировать количество и время сеансов с помощью специальных программ. Ну, а самое главное — репертуар «цифровых» пока основан на высокобюджетных голливудских киноаттракционах, предназначенных основном для очень широкого круга зрителей.

Что касается фильмов с интеллектуальным и художественным уровнем выше среднего, то количество их показов в Минске в сравнении с докризисным 2008 годом резко уменьшилось. Исчез «Киноформат 4х4», но достойной замены так и не появилось, наоборот, постепенно вымирают другие программы в том «Доме кино» и «Центральном». Злого умысла тут нет: показывать кино для зрителей с умственным потенциалом выше среднего в Минске просто невыгодно.

Такой публики в белорусской столице осталось немало, но она предпочитает теперь смотреть скаченное с торрентов — и быстрее, чем, ждать появления на большом экране, и дешевле, чем в кинотеатре. Ничего удивительного, что на семнадцатом МКФ «Лiстапад» в ноябре на многих сеансах были полупустые (если не сказать больше) залы. Адекватной фестивальной публики на «сусветным» кинофоруме от силы было всего несколько сотен. Несколько сотен на двухмиллионный город — повод задуматься, не так ли?

Стоит ли надеяться на взлет киноискусства в городе и стране, где питательная среда киноманов — главное условие появления талантов — фактически деградирует? Здорово, что в этом году набрала обороты программа ретро-показов  Cinemascope в «Победе» и «Центре-видео». Но одним ретро сыт не будешь, тем более, что показывают его с дисков с не самой совершенной аппаратуры. Еще одна примета эпохи торрентов — на ретро-показы теперь собирается куда меньше людей, чем раньше. Хотя для «Центра-видео» с его маленькими уютными зальчиками такие показы стали настоящей палочкой-выручалочкой: киноманы оценили преимущество местных спокойных DVD-показов без присутствия  случайных чипсоедов.

Еще одним событием стало открытие в Минске в последний месяц года первого негосударственного, разумеется, цифрового кинотеатра в одном из торгово-развлекательных комплексов. Но репертуар обещанного «арткинотеатра» оказался точно таким же как у остальных, а цена на треть выше.

Но давайте, наконец, раздадим наши традиционные звания «самого-самого» по мнению «КиноЧтива».

Итак, «Открытием года» и, одновременно, «Кинотеатром года», однозначно, следует признать кинотеатр «Киев».

Стометровые очереди в пятнадцатиградусный мороз перед фасадом этого, в центре расположенного, но не центрального минского кинотеатра сделали «Киев» воплощением триумфа цифрового стерео-кино, поглазеть на которые стремилась половина Минска. Через несколько месяцев соответствующее оборудование появилось во Дворце республики, а перед самым новым годом еще в «Центральном» и «Салюте». Очередей больше не наблюдается, но в кино народ на стерео ходит охотно и залы не пустуют. Насколько продержится мода на «тридэ» пока не ясно, но явно продержится до той поры, пока большинство граждан не обзаведутся телевизорами с соответствующей функцией.

«Событием года» стал фестиваль «Лiстапад», организованный на этот раз новым составом дирекции. Минская публика и функционеры от культуры, неизбалованные высокой каннской модой, неоднозначно восприняли подбор фильмов для игровой части программы. Конечно, показ в Минске фестивальных «сливок» за последнее два года делает честь организаторам, но все равно не превращает Минский Международный в событие, которое имеет право называться полноценным фестивалем. По меткому замечанию одного из критиков, нынешний «Лiстапад» представлял собой «киноклубное мероприятие». Оправдания в стиле «здешний зритель не дорос» в расчет приниматься могут: фестивали всегда устраиваются для «здешних», если кино их не цепляет, а залы полупустые, то это проблема организаторов, а не публики. А почему фестивальной публики в Минске становится меньше, см. выше.

Обидно, что в очередной раз практически незамеченной осталась документальная программа «Лiстапада», о которой все без исключения ее посетившие отзываются в превосходных тонах. Чтобы документалистика и в дальнейшем не оставалась у нас на вторых ролях, явно назрела необходимость создания отдельного фестиваля. Правда, найдутся ли в Минске для этого деньги и энтузиасты, большой вопрос.

К нынешнему «Лiстападу» примыкает и «Скандал года» — два фестивальных показа фильма Сергея Лозницы «Счастье мое», после которых некоторые зрители предлагали расстрелять на месте присутствовавшего режиссера. Таким образом, было экспериментально доказано, что кино еще может цеплять зрителя за душу и быть возбудителем социального беспокойства. Жаль вот только, что выход в прокат, даже ограниченный, картине Лозницы у нас явно не светит.

Ежегодно мы называли также «Худший фильм года». Обычно им становился очередной опус «Беларусьфильма». Но так как в этот раз претендентов на почетное звание слишком много, предлагаем в этот раз присудить его всему репертуару, особенно голливудской части, которая в 2010-м, прямо скажем, не блистала. Можно только пожалеть наших прокатчиков, которые должны были выбирать лучшее из худшего. Самое интересное, что снимать в Голливуде и вообще в Америке не разучились, если вспомнить те сериалы, которые минчане запоем смотрели в этом году на своих мониторах с «Преступной империей» во главе. Ничего удивительного — фильмы в кинотеатрах на 99,9% смысловые пустышки, чего не скажешь о той же «Школе» Гай-Германики, которую действительно обсуждали и которая, поэтому, была бы достойна звания «Фильм года», не будь предназначенной для ТВ и выкаченной из интернета.

Что касается жанров, то «Экшеном года» следует признать «Книгу Илая» американцев братьев Хьюз, а «Комедией года»«Мачете» Роберта Родригеса. И тот, и другой основан на цитатах и реминисценциях, сделаны умно и со вкусом, поэтому заслуживают нашего высокого звания.

«Триллер года» — завораживающее «Начало» Кристофера Нолана, фильм, не только не нестандартный для современного Голливуда, но еще и очень кассовый, что только подчеркивает убожество большинства его конкурентов.  

«Драма года» - безусловно, «Социальная сеть» Дэвида Финчера. Картина не из серии ржунемогу, но сумевшая привлечь молодого зрителя. Что для условной «производственной драмы» большое достижение. А все благодаря таланту режиссера! Приятно, что хоть кто-то держит марку и не уходит в сериалы.

Что касается звания «Режиссер года», то им следует считать шведа Рубена Эстлунда, автора выдающейся провокации «Добровольно-принудительно».  Пожалуй, только этот фильм из тех, которые шли хотя бы неделю в одном минском кинотеатре, мог претендовать на звание «авторского» и собрал действительно достойную публику.

Что касается звания «Фильм года» в минском прокате, то претендентов на него не так много. Очень жаль, но трудно считать полноценным прокатом шедевр шведа Томаса Альфредсона «Впусти меня» (не путать с одноименным голливудским римейком!) или австралийскую «Любовную серенаду» Ширли Барретт. Тем более, что эти фильмы сняты несколько лет назад. В этом году мы увидели чудесные ретроспективы Альфреда Хичкока, Эрика Ромера (увы, только на дисках!), прекрасные подборки шведского, австралийского и китайского кино в «Центральном», отличный набор киномана на «Лiстападзе». Все это было кино режиссерское, которое постепенно выдавливается на периферию индустрии продюсерскими проектами, такими как мегапредприятие Джеймса Кэмерона.

Трудно тягаться с «Аватаром». «Аватар» ведь и есть «Фильм года», о котором больше всего говорили в Минске и на который минчане вне зависимости от возраста стремились как на последний поезд метро. Этот фильм — триумф технологий, совершенный с точки зрения механики с электроникой, но регрессивный с точки зрения искусства. Будем надеяться, кино не окончится на детских аттракционах — ведь даже детям иногда хочется посмотреть взрослые фильмы.





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия