Кинопарк в фейсбуке Кинопарк вконтакте Кинопарк в твиттере
Войти
Добровольно-принудительно Добровольно-принудительно

«Добровольно-принудительно»: Флаг тебе в ж*пу!

Антон Сидоренко, 18 ноября 2010 г.

Обычно все любят Швецию за Карлсона, икею и прочий тетрапак. Мы же любим ее еще и за кино.

Такое как фильм Рубена Эстлунда, — пожалуй, лучший из внеконкурсной программы недавно завершившегося Минского МКФ «Лiстапад». Официальный слоган русскоязычной рекламной кампании картины вынесен в заголовок этого материала: все равно, лучше не придумаешь!

Жизнь, как известно, гениальная трагикомедия, придуманная самым великим драматургом. Адекватно передать ее на бумаге или пленке никто и не пытается, предлагают обычно некое зыбкое отражение на стене пещеры, обильно подправленное видением самого художника. «Добровольно-принудительно» — в шведском варианте, кажется, просто «Принудительно» — тот редкий случай, когда хочется прямо во время сеанса вскочить с ногами на кресло, втоптать в него шапку соседа и громогласно вскричать: «Верю!»

Кадр из фильма «Добровольно-принудительно»
Кадр из фильма «Добровольно-принудительно»

Несколько непересекающихся друг с другом сюжетов из жизни скандинавских обывателей переданы Эстлундом минимальными средствами. На первый взгляд от поделок братьев Люмьер его картину отличает лишь наличие цвета и звука. Все остальное — чистое, гениально скадрированное и собранное кино: ряд фрагментов историй преимущественно на общих планах без монтажа внутри эпизодов, сделанное не без влияния гениального соотечественника Роя Андерссона.  Собственно, от «Ты, живущий» или «Песен со второго этажа» фильм Эстлунда отличает полное отсутствие видимого вмешательства в облик персонажей. Они пугающе напоминают нас с вами.

Собственно, о нас с вами и сделано «Добровольно-принудительно». Эта лента — один из лучших кинорассказов о соотношении индивидуума и коллектива, точнее, группы людей. Герои фильма живут четыре параллельные жизни, но всем им приходится контактировать со своим окружением. И вот тут то и выясняется, что каждый делает это по-своему в силу характера, приобретенного опыта и просто обстоятельств.

Из всех персонажей самую большую симпатию вызывает школьная учительница, которая пытается противостоять остальному педколлективу. Хотя ее правота в конечном итоге и ставится под сомнение, именно она показана в фильме активным и неравнодушным социальным существом. Все остальные выглядят как пассивные жертвы столкновения интересов массы и отдельной особи Хомо сапиенс. Эстлунд при этом показывает себя как тонкий психолог, а еще как сатирик. В нем нет очевидной мизантропии Роя Андерссона, поэтому «Добровольно-принудительно» воспринимается близко к сердцу, но шрамов на нем не оставляет. Фильм без ущерба для восприятия можно смотреть просто как хорошую комедию, но если при этом еще и задуматься… 

Кадр из фильма «Добровольно-принудительно»
Кадр из фильма «Добровольно-принудительно»

Помимо всего прочего, «Добровольно-принудительно», пожалуй, самый смотрибельный из доступных нам образцов так называемого «нового реализма». Он сделан в фирменном стиле Эстлунда, открытом русскоязычной критикой пять лет назад на Московском МКФ, где его «Гитара-монголоид» удостоилась как раз приза представителей прессы. Последние по времени лидеры европейского «нового реализма» — знаменитые румыны Пую и Мунджиу — стараются сделать существование зрителя во время просмотра таким же невыносимым, как и жизнь своих героев. Герои Эстлунда переживают свои экзистенциальные катастрофы гораздо спокойнее, не становясь от этого менее убедительными.

Кстати, автору этих строк кино про жизнь среднестатистических шведов показалось куда ближе конкурсных ужасов «Лiстапада», где живописались страдания лузеров-маргиналов из постсоциалистических антиутопий. Или Беларусь ближе к Швеции, чем Грузия да Румыния, или Рубен Эстлунд — очень крутой режиссер.





архив

«Без ума от Tiffany»: Потрясите бриллиантами

Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...

«Сын Саула»: Доказательство жизни

Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...

«Хардкор»: Бегать и прыгать

Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...


Пишите Нам
© 2024 redmount
мобильная версия
iPhone-версия