Антон Сидоренко, 3 апреля 2009 г.
Скандал можно было углядеть уже в рекламных роликах, где выглядящий аккурат на свой хронический панкреатит Михаил Боярский, как следует вывалявшись в грязи, орал про что-то типа «русской земли ни пяди!» и дальше еще про веру православную и про проклятых ляхов. После таких трейлеров можно было ожидать чего угодно, а более всего — антипольского шовинистического манифеста в духе программы «Однако» Михаила Леонтьева, ведь взаимная неприязнь двух государств уже который год не спадает. Да и идеологические гайки в российском кино начали закручивать до упора. Кроме того, проект финансировал государственный телеканал «Россия», стабильно промывающий мозги своих зрителей верноподданническим настоем державно-клерикальной пропаганды. Киношедевра в любом случае не предусматривалось, поскольку ничего конгениального гоголевским строкам Бортко все равно снять не мог.
Но результат получился не таким политизированным, как предполагалось. Ляхи у Бортко, действительно, подлые, но не подлее, чем у Николая Васильевича. Авторы фильма, и в правду, не делают различий между Россией и Украиной, называя своих героев русскими, но ведь во времена Тараса Бульбы про понятие украинского национального государства никто слыхом не слыхивал. Не тянет картина Бортко и на ассиметричный ответ россиян вайдовской «Катыни». Калибр у Бортко не тот. Кроме того, «Бульба» — явно не лучший его фильм. По уровню вольной интерпретации классики ленту можно сравнить с его же «Мастером и Маргаритой».
Богдан Ступка в фильме «Тарас Бульба»
Автор свежей экранизации Гоголя добросовестно и довольно-таки предсказуемо проиллюстрировал бессмертное произведение, расцветив его потоками фальшивой крови и использовав киноприемы докомпьютерной эры. Кино у Бортко получилось довольно стандартное, оно не тянет на разрекламированное звание очередного «блокбастера». Многочисленные схватки живописных казаков с довольно безликими ляхами выглядят однотипными, драматургии в них ноль, и если бы не хрестоматийный сюжет и прекрасная игра тройки Ступка-Петренко-Вдовиченков, картина выглядела на уровне каких-нибудь «Господ-офицеров». До визуального уровня того же «Адмирала» «Бульба» не дотягивает.
В силу инерции своего мышления Бортко сделал телевизионное кино, которое не будет читаться основными посетителями кинотеатров — пивной молодежью, воспитанной на спайдерменах и комедиклабе. «1612» конъюнктурщика Владимира Хотиненко и то была более адаптированной к мышлению современного зрителя, поскольку вольно смешивала события Смутного времени с который год уже модным фэнтэзи. А поэтому была и более интересной.
Владимир Вдовиченков в фильме «Тарас Бульба»
Уровень премьерной постановки Бортко выдает и традиционное для большинства российских сериальщиков пренебрежение к деталям. Но если отсутствие характерного дымка у стреляющего ружья Тараса — «Я тебя и убью!!!» — простить еще можно, то отсебятина в тексте, целые фразы, которых в помине не было у Гоголя, тянут на преступление. Сочная, плотная гоголевская проза низведена в ленте Бортко до невнятного закадрового бормотания.
Такое отношение к одному из столпов национальной культуры, да еще и во время его юбилея, со стороны россиян печально, но предсказуемо. Пока российские кинематографисты громко спорили, подходит Михалков на роль председателя их союза или нет, кино в России на глазах теряло уровень мастерства. О высоком искусстве речи, увы, не идет, но проблема и с сугубо развлекательным, зрелищным кинематографом. Ведь в русской литературе трудно найти что-то более увлекательное, чем «Тарас Бульба». Экранизация гоголевской повести по своей важности должна была стать на уровень одного из нацпроектов. Вернуть классика массам, которые его явно не читали, а если читали, то под школьной палкой и по диагонали, — не это ли задача для творца-государственника, раз уж негосударственником в современной России становится быть немодно?
В общем, если бы не глаза Богдана Ступки в сцене казни Остапа, «Тараса Бульбу» Бортко можно было смело записать в репертуарный пассив. Редкий случай, чтобы актер по типажу так подходил к своему герою. Жаль, что перевоплощение Ступки в Тараса произошло не в другой обстановке и не с другим режиссером.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...