Антон Сидоренко, 8 марта 2009 г.
Поначалу новый фильм Сэма Мендеса кажется еще одной версией его же «Красоты по-американски», только перенесенной на пятьдесят с лишним лет назад. Милая семейная пара Фрэнк и Эйприл, и их двое детей до поры до времени удачно обживают уютный домик в пригороде мегаполиса. Но постепенно монотонное существование начинает им надоедать. Неудавшаяся актриса Эйприл пытается подбить мужа на своеобразный дауншифтинг в Париж, где, по ее представлениям, жить и лучше, и веселее. В итоге они не едут никуда, и для семьи все оканчивается более чем трагически. Мендес не пытается в очередной раз развенчать Американскую Мечту, остановившись на личной катастрофе героев в исполнении Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет.
Дуэт последних — один из самых громких в истории кино. Через 11 лет после «Титаника» он выглядит несколько повзрослевшим. В «Дороге перемен» уже нет того щенячьего восторга, с которым Джек смотрел на Роуз. Похоже, внутренней энергии лишены не только уставшие от семейной жизни герои «Дороги перемен», но и их исполнители. Ди Каприо, всегда так тщательно подбиравший себе роли, на этот раз ничем не оправдывает своего появления в кадре. На его месте мог быть любой другой актер подходящего возраста и внешности. Для Кейт Уинслет роль в «Дороге перемен» была особой — супруга Сэма Мендеса у мужа играет впервые. Но каких-либо выдающихся актерских достижений также не демонстрирует. Что и было отражено в финальном раскладе наград Американской киноакадемии: долгожданный «Оскар» внучка Лоуренса Оливье получила за роль в «Чтеце» Стивена Долдри, который до наших экранов пока не добрался.
Леонардо ДиКаприо и Кейт Уинслет в фильме «Дорога перемен»
Кое-кто из читателей одноименного романа Ричарда Йейтса уверяет, что фильм Мендеса — одна из самых адекватных экранизаций в истории кино. Возможно и так. Но эта монотонная история крушения семьи уж очень предсказуема. Театральный режиссер Мендес сконцентрирован на актерах и упускает из виду необходимые для кино нюансы. «Дорога перемен» от этого смотрится несколько плоско и временами напоминает телеспектакль. Конфликт обозначен в самом начале, и выдержать его градус до финала ни режиссеру, ни актерам не удается. Хотя в ленте есть все, что характерно для семейных дрязг и страданий. Однако, Сэм Мендес, кажется, пытается опровергнуть Льва Толстого. В его ленте все несчастные семьи абсолютно одинаковы, пускай и по разной причине.
Оживить действие, вероятно, призвана история сумасшедшего гостя семейной пары в недурном исполнении Майкла Шеннона. Но она выглядит явно вставной, и без особого ущерба для смысла могла быть вырезана из картины. Сюжет «Дороги перемен» разворачивается в благополучные и для экономики, и для духа Америки времена президентства Дуайта Эйзенхауэра. Но соответствующее ретро-обрамление не играет никакой смысловой роли. Историю без особого ущерба можно было перенести в Минск двухтысячных, а вожделенный Париж поменять на вожделенный Гоа или Таиланд (вечное чеховское «В Москву! В Москву! В Москву!»).
В общем и целом, «Дорогу перемен» следует записать в минус и Ди Каприо с Уинслет, и Сэму Мендесу. Никакой новой ступеньки в их творческой карьере этот фильм не представляет. А все ахи и охи на его счет можно отнести к недостатку добротных психологических драм в нашем репертуаре. Что у «Дороги перемен» не отнимаешь, так определенную актуальность. Лента поднимает важные для всех вопросы, за что ей и надо сказать спасибо.
А что касается Американской Мечты… Ее всё хоронят и хоронят, а она всё не умирает и не умирает…
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...