Антон Сидоренко, 22 января 2009 г.
Русское кино вышло из Толстого, голливудское из комиксов, которые газетный магнат Пулитцер печатал в своих одноцентовых желтых листках. Первое требует идеи, второе зрелищности. Кто из них выигрывает в глазах публики, объяснять не стоит.
Появление творчества Фрэнка Миллера на большом экране, пожалуй, самое главное событие этого провального для Голливуда десятилетия. Комикс, в любом случае, стал самым конвертируемым голливудским товаром. Миллер поднял комикс до уровня высокого искусства, а потом попытался перенести этот уровень в кино. Его соавторство с Робертом Родригесом и Заком Снайдером оказалось чрезвычайно удачным. Но первый самостоятельный фильм был встречен куда более прохладно. Хотя, по сравнению с подавляющим большинством картин в мировом прокате «Мститель» — настоящий шедевр, пир для глаза и услада для фанатов нуара.
Неуспех ленты Миллера в Америке относителен. «Мститель» собрал в родном прокате 19 млн. Что, конечно, провально, но не смертельно. Особенно в год, когда публика валом валит на псевдореалистические опусы a-la «Темный рыцарь». «Мститель» же фильм подчеркнуто искусственный. Фрэнк Миллер сделал его по мотивам комиксов своего кумира Уилла Эйснера. Дело известное: чем больше кого-то любишь, чем меньше хочется делиться предметом своей страсти с окружающими. От Миллера явно ожидали нового прорыва в области киностиля. А художник-режиссер предпочел вместо революции совершить аккуратную прогулку по уже разведанным местам.
Гэбриел Махт и Дэн Лория в фильме «Мститель»
Большинство обозревателей сравнивает «Мстителя» с «Городом грехов». Последний был куда более брутальным и провокативным зрелищем. Кроме того, технологии, по которым работали Родригес с Миллером, ближе к мультипликационным. «Мститель» — все же больше напоминает традиционное кино, пропущенное сквозь стилистические фильтры комикса. От «Города грехов» в «Мститель» перешли лишь некоторые яркие детали вроде нарочито ярких подошв персонажей или белой крови. Внешний облик актеров в «Мстителе» тоже не претерпел радикальных преобразований, как это было в «Городе грехов». И Сэмюэл Л. Джексон, и Скарлетт Йоханссон вполне узнаваемы. Что касается исполнителя роли самого супергероя, которого так и зовут — Мститель, то лицо не шибко известного у нас Гэбриел Махт прикрывает небольшая маска, отчего он похож не на традиционного супермена, а на циркача Мистера Х.
«Мститель» — фильм атмосферный, основанный на приемах старого-доброго нуара. Только вместо традиционного для нуара бесконечного дождя Миллер посыпает своих персонажей бесконечным снегом. В ленте много любовных страстей и душевных терзаний. Стрельбы тоже хватает, но на полноценный экшн фильм не претендует. Миллер, подобно истинному художнику, смешал в своем произведении множество эмоциональных оттенков. Получившаяся гамма требует от зрителя определенного ответного интереса и даже усидчивости, так что «Мститель» изначально проигрывает своим более примитивным соперникам. Чрезмерная условность многих сцен тоже не добавляет «Мстителю» поклонников.
Как и большинство голливудских кинокомиксов, фильм Миллера базируется на расхожих городских мифах. «Мститель» — типичная урбанистическая сказка, которая интересна деталями, а не моралью. В биографии самого режиссера картина будет явно не самой главной строкой. Хотя показательной и интересной.
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...