Антон Сидоренко, 22 мая 2008 г.
Конечно, продолжение самой интересной авантюрно-приключенческой эпопеи 1980-х задумывалось еще несколько лет назад. Но премьера четвертой части похождений ловкого археолога пришлась как нельзя кстати. Голливудская касса страдает от нехватки наличности. Спасет ли ее постаревший на девятнадцать лет Индиана? Большой вопрос.
Четверть века бизнес-творческий тандем Стивен Спилберг — Джордж Лукас выступал в роли голливудского царя Мидаса. Все, к чему прикасались эти гениальные продюсеры и режиссеры, неизменно превращалось в золото. Даже невнятное начало-продолжение «Звездных войн» Лукаса, со скепсисом встреченное настоящими ценителями и поклонниками джеддаизма, обернулось финансовым триумфом. «Индиана Джонс 4» вылеплен по той же схеме, что и I-III эпизоды «Звездных войн». Зрителя заманивают в кинотеатры старым, хорошо зарекомендовавшим себя брэндом. И рассчитывают, что любовь к ранним частям перевесит недостатки продолжения. Впрочем, в отличие от многострадальной эпопеи Лукаса, у Спилберга в продолжении «Индианы» явных недостатков нет.
Шайа Лабаф, Харрисон Форд и Карен Аллен в фильме «Индиана Джонс и Королевство Хрустального Черепа»
«Королевство Хрустального Черепа» в меру динамичный, в меру (увы, только в меру!) зрелищный фильм. От прежнего Спилберга двадцатилетней давности осталась четко продуманная драматургия с посекундно расписанными аттракционами и ударными моментами. К сожалению, чего в фильме нет, что, пожалуй, единственный недостаток, так это прежнего драйва, который позволял безошибочно выделять ленты Спилберга. Ей-богу, «Мюнхен» смотреть было куда более интересно. Четвертый «Индиана» выглядит чересчур просчитанным. Чувствуется, основной упор Спилберг с Лукасом делали на ударные моменты в виде погонь, взрывов, затерянных городов и т.д. Паузы между этими аттракционами заполнены нудноватыми диалогами, от которых никакого проку. От тонкой иронии прежнего Индианы осталась только тень. А от действительно хорошо выглядящего Харрисона Форда в четвертой части востребована только прекрасная физическая форма, но никак не знаменитый шарм Индианы.
То же самое со спецэффектами от Лукаса. Двадцать лет назад они смотрелись как откровение, теперь компьютерная графика достигла таких успехов, что ее практически не замечаешь и не ощущаешь. Поэтому она и не впечатляет. Когда герои мчатся по краю пропасти, за них уже не переживаешь, потому что точно знаешь, что на самом деле актеры только изображают движение на фоне зеленого экрана в специальном помещении. А всю Амазонию дорисовали потом очкастые гении из Силиконовой долины.
Кейт Бланшетт и Харрисон Форд в фильме «Индиана Джонс и Королевство Хрустального Черепа»
Индиана Джонс не случайно стал культовым персонажем. Он соединяет в себе в принципе несоединимое — интеллект яйцеголового очкарика из Гарварда и силу с ловкостью ковбоя с Фронтира. При этом Индиана Джонс не страдает раздвоением личности, как Человек-Паук или Супермен. Для совершения подвигов ему не надо надевать специальный костюм как Бэтмену и Железному человеку. Наконец, его подвиги до сих пор были вполне реалистичны. Действие первых частей проходило в тридцатые-сороковые годы ХХ века, когда оккультные экспедиции Гиммлера, например, действительно имели место. Теперь же Индиана борется с карикатурными русскими в исполнении перекрашенной Кейт Бланшетт и верзилы в стиле Ивана Драги под звучным именем Igor Jijikine в титрах. А многострадальные инопланетяне из Рокуэлла-1947, которых приплетают в каждый третий голливудский фильм, превращают «Индиану» в какое-то, прости господи, сокровище нации.
Героиня Бланшетт с черной, «злодейской» стрижкой и длинным фаллическим символом в виде шпаги идеально подошла бы, как отметили многие зрители, для новой серии похождений Джеймса Бонда. Что касается свежеиспеченного сына Джонса в исполнении Шиа Лабефа, то папу затмить ему пока не удалось. Харрисон Форд, даже в нынешнем виде, выглядит пока куда харизматичней. Так что, если продолжение все-таки последует, главным героем будет опять Индиана-старший.
Может показаться, что я чересчур критичен к новому «Индиане». Действительно, сразу после «Королевства Хрустального Черепа» довелось попасть на российскую «Медвежью охоту» с Валерием Николаевым. Как бы заученно и механически не снимали американцы, их фильмы хотя бы можно смотреть...
Документалистика на большом экране становится привычней и ближе минскому зрителю. До авторских изысков пока не доходит, в дело идут ленты попроще...
Дебютная работа Ласло Немеша получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но легкая прокатная судьба этой картине не гарантирована...
Команда режиссера Ильи Найшуллера и оператора Сергея Вадяева соорудила на редкость энергичное, клиповое и невероятно жестокое зрелище...